Славянофильство – направление русской идеалистической философии 19 века. Стремление обосновать и сформировать в русском обществе целостное представление о самобытном историческом пути России и праве русской культуры занять достойное место в культурном наследии всего человечества. Хомяков, Аксаков, Киреевский, Самарин. Неославянофильство – Данилевский, Леонтьев, Страхов. Буржуазно-капиталистическая цивилизация З. Европы и Америки приходят к упадку и загнивают. Спасение, по их мнению, осуществит русский народ, лучшие качества которого сформированы православием. Лучшее качество – соборность – объединение людей в их христианской любви друг к другу во имя коллективного спасения всего народа и его культурных традиций. Верили, что дух соборности будет укрепляться и ведущим принципом социальных отношений станет самоотречение каждого в пользу всех.
В России 19 века оформлялось национальное самосознание и становление философского самосознания в форме философии истории. Сторонники развития светской культуры, петровских реформ и идей о насильственном изменении социальной структуры и форм общества стали называться западниками – Станкевич, Белинский, Герцен, Анненков, Чернышевский.
Несмотря на противоположность взглядов, обе стороны признавали положительное влияниео пыта западной культуры на историческое развитие России, например Просвещения, резко повысившего уровень образованности общества. Обе стороны критиковали бездумное подражание Западу. Также их объединяло уважение и любовь к богатейшей русской культуре.