Идентичность - (от лат. idem — тот же самый) — тождественность, одинаковость, полное совпадение чего-нибудь с чем-нибудь.
ИДЕНТИЧНОСТЬ - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная система представлений индивида о самом себе. Субъективно переживается им как его «подлинность», тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от др. людей
КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - самоощущение человека внутри конкретной культуры, ибо человек постоянно отождествляет себя с группой, этносом, нацией, расой, человечеством. Ежедневный труд, соседские отношения, совместная религ. практика, политич. активность, эконом. поведение, досуг и развлечения — все это может быть в той или иной степени формой К. и. — сложное пиление, сопровождающее человечество на каждом этапе его развития. В совр. эпохе, при переходе к более гетерогенному, более дифференцированному обществу ожидается большее разнообразие идентификаций и группировок. Во всех высокотехнических странах псе большее число субкультур отпадает от господствующих ценностей общества.
КОСМОПОЛИТИЗМ - (< греч. kosmopolites — гражданин мира) 1) идеология мирового гражданства. Возникла еще о период античности; особое распространение получила в XX в. В основе лежит идея создания мирового государства или мировой федерации государств; сегодня поддерживается представителями гуманистического пацифизма. Основой идеологии К. является возникновение и развитие общечеловеческой культуры и нарастание глобальных проблем, решить которые может только объединенное человечество; 2) термин, употребляемый с 1947 г. для обозначения клеветнических нападок на положительное отношение к духовному богатству некоммунистического Запада, не соответствовавшему политике партии. Использование западного культур. наследия объявлялось не иначе как «низкопоклонство перед Западом». В «борьбе против безродных космополитов» пострадало большое количество деятелей культуры СССР.
НАЦИОНАЛИЗМ (NATIONALISM) - Идеология, основанная на убеждении в Том, что народ, имеющий общие характеристики языка, религии или этнической принадлежности, представляет собой своеобразную политическую общность. Националисты стремятся к сохранению такого своеобразия для защиты определенных социальных преимуществ, являющихся следствием национальной идентичности или принадлежности. Национализм, несмотря на свою эмпирическую сложность, имеет следующие общие черты: (1) он основывается на принципе, согласно которому правительства должны иметь ту же культурную идентичность, что и рядовые граждане; (2) в результате этого культурный национализм, политикой которого является сохранение или возрождение национального наследия создает основу для национализма политического, стремящегося к самоопределению и политическому превосходству; (3) развитие современных систем массовой коммуникации способствует распространению объединяющих националистических идеологий; (4) националистические идеологии весьма привлекательны для подчиненных классов, которым они обещают определенную экономическую защиту от представителей других наций, однако, содержание этой идеологии обычно разрабатывается маргинальными интеллектуалами (например, к национализму тяготеют черные интеллектуалы, исключенные из образовательных институтов, предназначенных для белых).