Немецкий философ Фридрих Ницше для различения типов культур использует мифологические образы богов греческого Олимпийского пантеона, выделяя 2 начала бытия и художественного творчества: аполлоническое и дионисическое. В греческом пантеоне эти боги противоположные символические типы. А. небесное солнечное существо, источник света, носитель божественного откровения, выражение покоя и порядка, самоограничение, свобода от диких порывов. Д. олицетворение земного, бог плодородия, веселья и радости, буйства, символизирует избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Аполлоническое начало – рациональное, мера, золотая середина, иллюзорно-оптимистическое, состояние покоя, индивидуальность. Дионисическое начало – иррациональное, безмерное буйство, трагико-героическое, нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность, уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство. Сущностной характеристикой как А. так и Д. является способность воодушевлять людей, рождая образы, различного порядка. Именно поэтому Ницше и обозначает два противоположных начала бытия. Эти начала прорываются из самой природы без посредства художника-человека. Человек лишь подражатель и проводник имеющихся в природе сил. Аполлонический образ мира подобен образам, возникающим во сне, иллюзиях, грезах. Д. порождается демоническими силами, он подобен образам, вызванным состоянием опъянения, а потому это мир иррациональных образов, смыслов, понятий. Именно с этой двойственностью связано поступательное движение культуры, «… как рождение стоит в зависимости от двойственности полов при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем примирении…»