Основоположника немецкой классической философии Иммануила Канта волновал вопрос о возможностях и пределах разума. Но Кант отказывается от признания культуры как результата длительного развития природы и человеческого общества, что было характерно для натуралистической концепции культуры. Культура для него – совокупность духовных ценностей, субъективная деятельность человеческого сознания, которое само должно дать ответ на вопрос о действии механизмов культуры. В его философской концепции утверждается существование двух миров: мира природы и феноменов и мира свободы и ноуменов. Человек принадлежит и к первому, являясь природным существом, и ко второму, являясь существом нравственным. Мы сталкиваемся с противоречиями культуры, главным из которых является противоречие между стремлением к собственной свободе и границами, определяемыми для нее обществом. Умение определять эту границу является признаком культурного человека. Это явилось основой категорического императива Канта – Человек должен относиться к другому как к цели, но не средству для достижения своих целей. Т. о. культура для Канта – это инструмент, подготовка человека к осуществлению его нравственного долга. Культура – это путь из мира природной необходимости в царство нравственной свободы и внутреннее достояние человека. Определил понятия внешней ( воспитание, удовлетворение простейших потребностей) и внутренней культуры( собственно культуры – достижение внутренней свободы человека) Деятельность представителей внутренней культуры – гениев и талантов –является критерием прогресса в культуре.