В рыночной системе предпринимательский риск выступает своего рода катализатором проб и ошибок, способом последовательных приближений к равновесию цен и выбора о том, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО следует производить. Эту триаду проблем предприниматель решает лишь в том случае, если совпадают:
— его товарное предложение и потребительский спрос;
— цены товаров и издержки их выпуска.
Схема рыночных взаимодействий в экономике: поток товаров и доходов
Современная экономика — это постоянное движение массовых потоков товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, полученные от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей — их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а дру гие — денежный эквивалент этих товаров, доход от продажи произведенных и доставленных потребителям товаров. Состоявшийся обмен не означает, что процесс завершился. Рыночные механизмы: ценообразование и конкуренция
Рыночная система функционирует, во-первых, как механизм учета многочисленных решений, принимаемых собственниками товаров, денег и доходов. Во-вторых, рыночная система одновременно выступает и механизмом осуществления этих решений в процессе движения потоков товаров и денежных доходов.
Рынок и цены
Собственники, производители и потребители в рыночной системе «общаются » на языке Цен, прибылей и убытков И с его помощью решают общие для всей экономики проблемы: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить. Механизм формирования цен — это процесс взаимодействия производителей и покупателей товаров, предложения и спроса. Цена представляет собой денежное выражение стоимости любого товара, ресурса или услуги. Она уравновешивает их предложение и спрос, диктует количество и качество, уровень затрат при выпуске и технологии собственно выпуска. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения. Рыночная конкуренция — это другая сторона механизма рыночной системы. Как и ценообразование, конкуренция является «собирательным», многосложным процессом регулирования потоков товаров, денег и доходов. В этой связи ее чаще всего отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». Основанием для суждений такого рода служит то, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной системе. Однако это далеко не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует.
Конкуренция или конкурентный рынок — это невозможность влияния на уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса: попытка повысить цену завершается невозможностью продать товары; а искусственное снижение цен приносит убытки и затрудняет возмещение издержек. На конкурентном рынке ни один покупатель или продавец не способны повлиять на спрос и предложение таким образом, чтобы, изменяя количество товаров, повышать их цену и собственные доходы. Только рыночная конкуренция может быть процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары и способы их производства, более прогрессивные технологии и способы обслуживания. Действительно, этот процесс содержит и разрушительный импульс, поражая прежде всего неэффективные, не способные конкурировать виды экономической деятельности. Тем самым создается своеобразное экономическое принуждение, для постоянной поддержки высокой деловой активности, и поиска новых возможностей роста и совершенствования.
Парадокс конкуренции. Неконкурентный рынок. Монополия
Своеобразным парадоксом экономического противостояния выступает возможность перерождения конкуренции в свою противоположность — монополию. Успех в конкурентном противостоянии, экономические прибыли, технические новшества и растущие масштабы выпуска при снижающихся издержках — вот главные слагаемые монопольного захвата ведущих позиций в отрасли и на рынках сбыта. Внешним проявлением неконкурентной ситуации выступают первоначально расширение масштабов, а затем контроль объема предложения с помощью рыночных цен, принудительно устанавливаемых в интересах монополиста.
Несовершенства рыночной организации хозяйства
Представленная в данной главе модель рыночной системы — лишь первое приближение к пониманию того, как функционируют ее важнейшие механизмы. Однако и эта система способна функционировать лишь при наличии определенных условий, создаваемых государством. К ним относятся:
— законодательное определение прав собственности на экономические ресурсы
— защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной сферы приложения труда, знаний, опыта, интеллектуальной и иных форм собственности
— гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов
— использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков
— осуществление социальной политики защиты населения с низкими доходами;
— поддержание стабильности, эффективного и устойчивого роста хозяйственных единиц как в государственном, так и негосударственном секторе экономики.
Вмешательство государства в экономику необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения существующих проблем.