22. Рынок: содержание понятия и функции

В рыночной системе предпринимательский риск выступает сво­его рода катализатором проб и ошибок, способом последовательных приближений к равновесию цен и выбора о том, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО следует производить. Эту триаду проблем предприниматель решает лишь в том случае, если совпадают:

— его товарное предложение и потребительский спрос;

— цены товаров и издержки их выпуска.

Схема рыночных взаимодействий в экономике: поток товаров и доходов

Современная экономика — это постоянное движение массовых потоков товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, полученные от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обме­на. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей — их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а дру гие — денежный эквивалент этих товаров, доход от продажи произ­веденных и доставленных потребителям товаров. Состоявшийся об­мен не означает, что процесс завершился. Рыночные механизмы: ценообразование и конкуренция

Рыночная система функционирует, во-первых, как механизм учета многочисленных решений, принимаемых собственниками то­варов, денег и доходов. Во-вторых, рыночная система одновременно выступает и механизмом осуществления этих решений в процессе движения потоков товаров и денежных доходов.

Рынок и цены

Собственники, производители и потребители в рыночной систе­ме «общаются » на языке Цен, прибылей и убытков И с его помощью решают общие для всей экономики проблемы: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить. Механизм формирования цен — это процесс взаимодействия производителей и покупателей товаров, предложе­ния и спроса. Цена представляет собой денежное выражение стои­мости любого товара, ресурса или услуги. Она уравновешивает их предложение и спрос, диктует количество и качество, уровень затрат при выпуске и технологии собственно выпуска. Если на рынке коли­чество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижа­ется, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недос­таточного предложения. Рыночная конкуренция — это другая сторона механизма рыночной системы. Как и ценообразование, конкуренция является «собира­тельным», многосложным процессом регулирования потоков това­ров, денег и доходов. В этой связи ее чаще всего отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». Основанием для суждений та­кого рода служит то, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной системе. Однако это далеко не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкурен­ция в значительной степени синонимы: одно без другого не сущест­вует.

Конкуренция или конкурентный рынок — это невозможность влияния на уровень це­ны ни одним из многочисленных участников рыночного процесса: попытка повысить цену завершается невозможностью продать това­ры; а искусственное снижение цен приносит убытки и затрудняет возмещение издержек. На конкурентном рынке ни один покупатель или продавец не способны повлиять на спрос и предложение таким образом, чтобы, изменяя количество товаров, повышать их цену и собственные доходы. Только рыночная конкуренция может быть процессом открытия но­вых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы не­использованными в экономике. Только этот процесс позволяет от­крыть новые и более дешевые товары и способы их производства, более прогрессивные технологии и способы обслуживания. Действительно, этот процесс содержит и разрушительный им­пульс, поражая прежде всего неэффективные, не способные конку­рировать виды экономической деятельности. Тем самым создается своеобразное экономическое принуждение, для постоянной под­держки высокой деловой активности, и поиска новых возможностей роста и совершенствования.

Парадокс конкуренции. Неконкурентный рынок. Монополия

Своеобразным парадоксом экономического противостояния вы­ступает возможность перерождения конкуренции в свою противопо­ложность — монополию. Успех в конкурентном противостоянии, экономические прибыли, технические новшества и растущие мас­штабы выпуска при снижающихся издержках — вот главные слагае­мые монопольного захвата ведущих позиций в отрасли и на рынках сбыта. Внешним проявлением неконкурентной ситуации выступают первоначально расширение масштабов, а затем контроль объема предложения с помощью рыночных цен, принудительно устанавли­ваемых в интересах монополиста.

Несовершенства рыночной организации хозяйства

Представленная в данной главе модель рыночной системы — лишь первое приближение к пониманию того, как функционируют ее важнейшие механизмы. Однако и эта система способна функционировать лишь при на­личии определенных условий, создаваемых государством. К ним от­носятся:

— законодательное определение прав собственности на эконо­мические ресурсы

— защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной сферы приложения труда, знаний, опыта, интеллектуальной и иных форм собственности

— гарантия приоритетов личных интересов и экономической мо­тивации законного получения доходов

— использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков

— осуществление социальной политики защиты населения с низкими доходами;

— поддержание стабильности, эффективного и устойчивого рос­та хозяйственных единиц как в государственном, так и негосударст­венном секторе экономики.

Вмешательство государства в экономику необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения существующих проблем.