Маржинализм как научное направление возникло в последней трети XIX века.
Полезность благ — это их потребительский эффект, наличие таких свойств и качеств, которые удовлетворяют конкретным субъективным запросам людей.
Полезность свойственна любым благам: экономическим и неэкономическим, если они выступают объектом производительного или индивидуального потребления людей. Именно в силу их неограниченности и общей доступности подобные блага не являются экономическими. Полезные свойства имеют даже антиблага, то есть товары, которые потребителю просто не нравятся.
Экономические блага — это ограниченные блага, которые становятся пригодными к потреблению лишь вследствие предварительной технологической обработки для придания им таких потребительских свойств, которые удовлетворяли бы потребностям человека. По этой причине любые экономические блага не могут быть бесплатными и не могут предоставляться в производственное и индивидуальноепользование человека безвозмездно, свободно, общедоступно. Экономические блага — это ресурсы земли, капитала, труда и произведенные с их помощью потребительские блага индивидуального назначения. Приобретение потребителем любого экономического блага требует решения множества вопросов, которые далеко не всегда содержат лишь экономические подходы, оценки и критерии.
Как измерить ценность благ, чем определить степень их полезности, в особенности если речь идет об экономических благах индивидуального потребления?
В поиске подходов к решению этих сложных проблем сформировались два важнейших направления. Одно из них — кардиналистский (количественный) подход, основан на использовании гипотетических количественных измерителей полезности благ. Другое, получило название ординализм. Ординалисты предлагают использовать ряд аксиом, очевидных для потребительского поведения, а также шкалу предпочтений при выборе покупателем альтернативных по потребительским свойствам наборов экономических благ, товаров.
Кардинализм: предельная полезность благ и законы Госсена
Последовательно покупая все большее количество экономических благ, считают кардиналисты, потребитель стремится увеличить для себя их суммарную, совокупную полезность. Сумма полезностей от последовательно приобретенных единиц блага, называется суммарной, общей, совокупной полезностью — ТТЛ ( от англ. — tota1
Utility).
По мере достижения некоего максимума насыщения потребности данным благом его полезность для покупателя начинает снижаться. Это происходит потому, что каждая дополнительная единица последующих покупок данного блага приносит потребителю относительно меньшее удовлетворение, чем предыдущие.
Предельная полезность — MU (от англ. — marginal utility), это полезность, которую приносит потребителю использование дополнительной единицы данного блага.
Второй закон Госсена — это интерпретация потребительского поведения с учетом субъективно оцениваемой покупателем предельной полезности собственных денег, предназначенных для покупок. Действие закона убывающей предельной полезности распространяется и на такое экономическое благо, как деньги вообще — М, в частности, денежный доход потребителя, его личный бюджет, направляемый на закупку благ индивидуального пользования. Цены потребительских благ — это внешнее и наиболее общее денежное выражение содержащегося в них полезного эффекта. Гипотетическая единица измерения этой полезности — ютиль — обретает реальное выражение в соответствующих денежных единицах, именуемых ценой. Цены потребительских благ не зависят от покупателя, он свободен в своем выборе и предпочтениях, товарные дефициты отсутствуют, единственным ограничителем выступает лишь сумма денег для покупок.