24. Маржинализм и теория предельной полезности

Маржинализм как научное направление возникло в последней трети XIX века.

Полезность благ — это их потребительский эффект, наличие таких свойств и качеств, которые удовлетворяют конкретным субъективным запросам людей.

Полезность свойственна любым благам: экономическим и не­экономическим, если они выступают объектом производительного или индивидуального потребления людей. Именно в силу их неогра­ниченности и общей доступности подобные блага не являются эко­номическими. Полезные свойства имеют даже антиблага, то есть товары, кото­рые потребителю просто не нравятся.

Экономические блага — это ограниченные блага, которые стано­вятся пригодными к потреблению лишь вследствие предварительной технологической обработки для придания им таких потребительских свойств, которые удовлетворяли бы потребностям человека. По этой причине любые экономические блага не могут быть бесплатными и не могут предоставляться в производственное и индивидуальноепользование человека безвозмездно, свободно, общедоступно. Эко­номические блага — это ресурсы земли, капитала, труда и произве­денные с их помощью потребительские блага индивидуального на­значения. Приобретение потребителем любого экономического блага требует решения множества вопросов, которые далеко не всегда содержат лишь экономические подходы, оценки и критерии.

Как измерить ценность благ, чем определить степень их полезно­сти, в особенности если речь идет об экономических благах индиви­дуального потребления?

В поиске подходов к решению этих сложных проблем сформиро­вались два важнейших направления. Одно из них — кардиналистский (количественный) подход, основан на использовании гипоте­тических количественных измерителей полезности благ. Другое, получило название ординализм. Ординалисты предлагают использовать ряд ак­сиом, очевидных для потребительского поведения, а также шкалу предпочтений при выборе покупателем альтернативных по потре­бительским свойствам наборов экономических благ, товаров.

Кардинализм: предельная полезность благ и законы Госсена

Последовательно покупая все большее количество экономиче­ских благ, считают кардиналисты, потребитель стремится увеличить для себя их суммарную, совокупную полезность. Сумма полезностей от последовательно приобретенных единиц блага, называется сум­марной, общей, совокупной полезностью — ТТЛ ( от англ. — tota1

Utility).

По мере достижения некоего максимума насыщения потребно­сти данным благом его полезность для покупателя начинает сни­жаться. Это происходит потому, что каждая дополнительная еди­ница последующих покупок данного блага приносит потребителю относительно меньшее удовлетворение, чем предыдущие.

Предельная полезность — MU (от англ. — marginal utility), это полезность, которую приносит потребителю использование допол­нительной единицы данного блага.

Второй закон Госсена — это интерпретация потребительского поведения с учетом субъективно оцениваемой покупателем предель­ной полезности собственных денег, предназначенных для покупок. Действие закона убывающей предельной полезности распространяется и на такое экономическое благо, как деньги вообще — М, в ча­стности, денежный доход потребителя, его личный бюджет, направ­ляемый на закупку благ индивидуального пользования. Цены потре­бительских благ — это внешнее и наиболее общее денежное выраже­ние содержащегося в них полезного эффекта. Гипотетическая едини­ца измерения этой полезности — ютиль — обретает реальное выражение в соответствующих денежных единицах, именуемых це­ной. Цены потребительских благ не зависят от покупателя, он свобо­ден в своем выборе и предпочтениях, товарные дефициты отсутству­ют, единственным ограничителем выступает лишь сумма денег для покупок.