РЕФЛЕКСЫ — ответные реакции организма на изменения в окружающей или внутренней средах; проявляются возникновением или прекращением какой-либо деятельности организма, сокращением или расслаблением мышц, сужением или расширением сосудов и т. д. Рефлексы, или рефлекторные акты, свойственны только организмам, имеющим нервную систему. Принято делить все Р. на условные и безусловные. Живой организм появляется на свет с набором врожденных рефлексов. Напр., у новорожденного сосательные движения возникают в тот момент, когда что-то коснется его рта. Врожденные Р. отличаются большим постоянством: в ответ на одно и тоже раздражение независимо от остальных условий происходит строго определенная реакция. Павлов назвал такие Р. безусловными. С течением времени на базе безусловных Р. строится более сложное поведение: сосательные движения возникают уже только на подкрепляемые пищей раздражения. Ребенок привыкает к определенным часам кормления, и соответствующая количеству и характеру пищи слюна начинает выделяться уже не только после, но и до попадания пищи в рот. У взрослого человека слюноотделение может возникать уже при одном только виде или запахе пищи. Такого рода Р. приобретаются в процессе индивидуального опыта каждого отдельного животного или человека, они полностью зависят от специфических для каждого условий существования. Эти рефлексы Павлов назвал условными. С изменениями в окружающей среде Р. также изменяются. Именно благодаря условным Р. организм способен быстро перестраивать свое поведение. Структурную основу всех P. составляет рефлекторная дуга. Она состоит из воспринимающих раздражение рецепторов, чувствительных, или афферентных, волокон, по к-рым сигналы поступают в ЦНС; Вставочных нейронов, обрабатывающих полученную информацию; эфферентных нервных волокон, осуществляющих передачу двигательных команд на периферию. Павлов доказал, что рефлекторная деятельность лежит в основе всех форм обучения человека (трудовым навыкам, речи и т. д.).