64. Врожденные и приобретенные формы поведения

РЕФЛЕКСЫ — ответные реакции ор­ганизма на изменения в окружающей или внутренней средах; проявляются возникновением или прекращением ка­кой-либо деятельности организма, сок­ращением или расслаблением мышц, сужением или расширением сосудов и т. д. Рефлексы, или рефлекторные ак­ты, свойственны только организмам, имеющим нервную систему. Принято делить все Р. на условные и безусловные. Живой организм появля­ется на свет с набором врожденных реф­лексов. Напр., у новорожденного соса­тельные движения возникают в тот мо­мент, когда что-то коснется его рта. Врожденные Р. отличаются боль­шим постоянством: в ответ на одно и то­же раздражение независимо от осталь­ных условий происходит строго опреде­ленная реакция. Павлов назвал такие Р. безусловными. С течением времени на базе безусловных Р. строит­ся более сложное поведение: сосатель­ные движения возникают уже только на подкрепляемые пищей раздра­жения. Ребенок привыкает к определенным часам кормления, и соответствую­щая количеству и характеру пищи слю­на начинает выделяться уже не только после, но и до попадания пищи в рот. У взрослого человека слюноотделение может возникать уже при одном только виде или запахе пищи. Такого рода Р. приобре­таются в процессе индивидуального опыта каждого отдельного животного или человека, они полностью зависят от специфических для каждого усло­вий существования. Эти рефлексы Павлов назвал условными. С из­менениями в окружающей среде Р. так­же изменяются. Именно благодаря ус­ловным Р. организм способен быстро перестраивать свое поведение. Структурную основу всех P. состав­ляет рефлекторная дуга. Она состоит из воспринимающих раздра­жение рецепторов, чувствительных, или афферентных, волокон, по к-рым сиг­налы поступают в ЦНС; Вставочных нейронов, обрабатывающих полученную инфор­мацию; эфферентных нервных волокон, осуществляющих передачу двигатель­ных команд на периферию. Павлов доказал, что рефлектор­ная деятельность лежит в основе всех форм обучения человека (трудовым на­выкам, речи и т. д.).