Вплоть до середины 60-х гг., даже после деколонизации, экономисты Запада не особенно учитывали специфические социально-экономические проблемы развивающихся стран. Скорректированная в 70-80-е гг. концепция помощи основывается на предположении, что развитые страны Запада служат определенной моделью развивающихся стран, поскольку получаемая ими помощь состоит исключительно из образцов западной культуры: материальных благ, технологии, образования и культуры, норм политического и социального поведения и т.д.
Процессы дифференциации, протекающие во всех подсистемах мировой экономики, следовательно, и в развивающихся странах, привели к выделению особой группы стран, получивших название «новые индустриальные страны» (НИС). Данные государства отличаются более высоким экономическим ростом, чем промышленно развитые страны, и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран.
Обычно НИС подразделяют на 4 поколения. К первому относят Республику Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Аргентину, Бразилию, Мексику; ко второму - Малайзию, Таиланд, Индию, Чили; к третьему - Кипр, Тунис, Турцию, Индонезию; и, наконец, к четвертому - Филиппины, южные провинции Китая и т.д.
Статус «НИС» страна приобретает по следующим критериям, установленными по методике ООН:
• размер ВВП на душу населения; • среднегодовые темпы его прироста ; • удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть не более 20%); • объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе; • объем прямых инвестиций за рубежом.
По некоторым показателям НИС зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран. На протяжении 30 лет с 1960 по 1990 гг. темпы развития экономики азиатского региона в целом составляли более 5% в год, в то время как в европейских странах - 2% Развивающиеся страны, вступившие на индустриальный путь развития, начинают привлекать иностранные инвестиции и стимулировать рост внешней торговли. Доходы от экспорта используются для развития наиболее перспективных отраслей. В 60-е гг. на такой путь вступили страны Восточной Азии и Латинской Америки. В Восточной Азии капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В Латинской Америке - в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Особо нужно выделить Восточную Азию.
В 21 в., как отмечают многие специалисты, покажет свою силу азиатско-тихоокеанский регион. В 1989 г. 18 государств образовали форум азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС): США, Канада, Китай, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и т.д. Целями этой интегральной группировки стало упразднение торговых препятствий во взамоторговле и движении капитала. Однако, в силу того, что страны, входящие в АТЭС, различны, были установлены сроки для достижения этих целей: до 2010 - для развитых стран, до 2020 г. - для развивающихся стран. АТЭС не является закрытым блоком. В ноябре 1998 г. на очередной конференции в столице Малайзии Куала-Лумпуре в состав организации приняты еще 3 страны: Вьетнам, Перу, Россия.
Экономическая стратегия Латинской Америки ознаменована тремя финансовыми волнами. С середины 70-х гг. Чили, Уругвай и Аргентина декларировали переход к новой стратегии развития - либеральной. Это означало резкое сокращение вмешательства государства в инвестиционные, кредитные, валютные и внешнеторговые операции и сужение его участия в предпринимательской деятельности. Ключевой реформой стала приватизация, призванная расширить пространство для частной инициативы. Но, как результат, реформы в Чили были полууспешными, а в Аргентине и Уругвае не удались. Дело в том, что реформы проводились преимущественно в рамках воено-диктаторских режимов, их творцами были «экономисты в мундирах» и суть преобразований сводилась к возврату национализированной собственности прежним владельцам и либерализации внешнеэкономической деятельности. Кроме того, перемены происходили в атмосфере взаимного отчуждения народа и власти.
Тяжелый экономический кризис Латинская Америка преодолела также в начале 80-х гг., что послужило толчком к перестройке национальных хозяйственно-технологических структур.
Еще один кризис наблюдается сейчас. Латинская Америка переживает сложный период комплексных структурных преобразований, для которых характерно нетрадиционное решение экономических, социальных, культурных проблем. Как отмечает журнал «Финансист», после 17 августа 1998 г. Бразилия оказалась на краю пропасти - она сохраняла положительные темпы прироста ВВП, но на фондовых рынках наблюдался настоящий обвал.. В период сентябрь-ноябрь ей требовалось погасить около 200 млрд. долл. по внутренним долгам, при том, что падение доверия к развивающимся рынкам сильно сократило возможность рефинансирования долгов этого были повышены краткосрочные процентные ставки до 50% и отменены 15%-ные налоги на иностранные инвестиции. Все эти действия не остановили оттока капиталов - к концу октября золотовалютные резервы сократились до 41,6 млрд. долл. против 70,9 млрд. долл. в июле. Если Бразилия не сумеет до конца подавить кризис, то главным пострадавшим окажется США - главный кредитор Бразилии. В Латинской Америке идет смена цивилизационных ценностей, духовных ориентиров, что не может проходить безболезненно.
Как показывает латиноамериканский опыт, сильнейшим тормозом к преобразованиям социально-экономического характера является наличие у той или иной страны крупного внешнего долга. Достигая критической суммы, он ограничивает свободу действий государства, выбора собственной стратегии развития. Сейчас свыше 10 стран региона не в состоянии вовремя уплачивать проценты по внешней задолженности.
Темпы экономического развития, как отмечалось выше, большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели многих развитых стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике. Именно это обстоятельство и обусловило их необычайно ускоренный рост.
Еще более высокими темпами развивается экспорт из этих стран. Дело в том, что обладая высокой конкурентоспособностью, продукция обрабатывающей промышленности НИС все более интенсивно захватывает позиции на мировом рынке. НИС превратились в крупнейших экспортеров обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивают вывоз бытовой электронной аппаратуры и т.д. При этом НИС удалось не только найти свою нишу на мировом рынке, но и потеснить конкурентов из числа развитых капиталистических стран,
В силу множества факторов НИС оказались в сфере особых экономических и политических интересов капиталистических стран, которые направляли в эти страны почти половину всех финансовых ресурсов, предназначенных развивающимся государствам.
Быстрый рост экономики обусловил увеличение абсолютных размеров ВВП, в том числе и на душу населения. По этим показателям НИС в целом также опережает основную массу развитых стран. В структуре ВВП достаточно велик удельный вес внутренних накоплений, причем в азиатских НИС он выше, чем в большинстве индустриальных государств.
Использование положительного опыта НИС, осуществивших прорыв на мировой рынок наукоемкой продукции, имеет практическое значение для ускоренного формирования новой модели внешнеэкономических связей восточноевропейских стран, ориентированных на глубокое и комплексное сотрудничество в производстве, науке и технике.