Слово модернизм означает новый. Литература всё время меняется, развивается. Никогда реально существующая литература не бывает однолинейной.
В середине 19 века романтизм был очень потеснён реализмом, который занял ведущее положение. В новациях в конце 40-х – н.50-х появляются произведения, с которыми связано представление о модернизме как об особом направлении.
Если классицизм, романтизм и реализм – длинные периоды, модернизм отличается очень большой изменчивостью.
Модернисты ищут новые пути освоения действительности, а практически – новый язык (средства передачи нового взгляда на мир). Как только взгляды утверждаются, модернизм должен меняться.
Модернизм имел 3 разновидности:
1) Антиэстетизм (эстетика – греч. прекрасный) – отрицание красоты как ценности; присутствует в жизни и художественном произведении (Шарль Бодлер)
Шарль Бодлер – французский поэт, на поколение моложе романтиков. Умер ещё до нашествия германских захватчиков (во 2 пол. 60-х). Он впитал в себя литературу романтическую, был на ней воспитан, и реалистическую, которая развивалась вместе с ним. Ни то, ни другое, видимо, его не удовлетворяло. Бодлер увидел действительность по-своему. Его взгляд на жизнь чрезвычайно пессимистичен. В его произведениях отталкивается красота и осмысляется жизнь. Его человек живёт в крайне неблагоприятном окружении. Центральная тема – одиночество, и даже обречённость творчества человека. У романтиков поэт нёс в себе творческие возможности, это было прекрасно. У Бодлера поэт ничего прекрасного внести в мир не может. Красота – это кажимость, иллюзия. Субъективным возможностям поэта не реализоваться.
В поэме Бодлера «Пловцы» (перевод Цветаевой) человеческое бытиё бессмысленно, человек заранее обречён на гибель. Это осмысление становится вечным проклятием. Жизнь превращается в процесс бесцельного перемещения («Но истые пловцы – те, что плывут без цели: плывущие – чтоб плыть! Глотатели широт, что каждую зарю справляют новоселье и даже в смертный час еще твердят: вперед!»). Это обеспечивает нечеловеческую тоску, в которой существуют люди. Тоска толкает носителей к преодолению пространства. Безмерность мечты сталкивается с предельностью морей.
Мир, который окружает поэта, не только лишён красоты. Он негативный, враждебный. Каты – частый персонажи Бодлера, носители ночи и тайны. В некоторых произведениях очевидные отклики языка романтиков («Могила проклятого поэта» - ночь, кладбище, совы и могила, которая показана иначе, чем у романтиков – между жизнью и смертью никакой связи). Романтический мир становится содержательной частью поэзии Бодлера, но утрачивает позитивность. Для него творчество – это не незыблемая ценность, как у романтиков, а проклятие, которое несёт сам поэт.
«Альбатрос» построено по принципу параллелизма. Птица становится символом поэтического дара. Но это стихотворение жёсткое: палуба, матросы пускают дым в глаза птице, а она не может взлететь. Крылья – символ достоинства, здесь обречение на неволю.
Стихотворение «Падаль» Бодлера начинается с традиционной ситуации: прогулка в летний день по лесу, игра солнечных пятен, свежий ветерок, молодая пара. Затем происходит слом: до ноздрей доносится омерзительный запах разлагающегося мяса. Они выходят на поляну, где в бликах солнца туша лошади. Бодлер с издевательскими подробностями рисует отблеск загнивающей плоти. Это отталкивает. Нормальные люди убежали бы, но у Бодлера иначе. Бодлер говорит, что вы умрёте и превратитесь вот в это. Произошёл слом. Романтизм поменял знаки, а реализма здесь нет. Это модернизм.
2) Через 35 – 40 лет в Англии появляется роман «Портрет Дориана Грея». Произведение станет знамением эстетизма.
Вторая половина 19 века в Европе стремится к экспериментам (фр. экспрессионизм). В Англии на рубеже 70-80-х гг возникло в первую очередь среди живописцев направление прерафаэлитов. Целый ряд художников усваивали приёмы ранневозрожденческих художников. Это повлияло и на Оскара Уайлда.
В «Портрете Дориана Грея» явная перекличка с романтизмом. Здесь судьба художника и его творений. Бэзил Холлуорд – талантливый живописец, который написал волшебный портрет. Мотив двойничества также сближает с романтизмом: двойную жизнь ведёт Дориан Грей: для всех он благопристойный светский молодой человек, но для себя он знает, что его жизнь проходит в притонах, среди отребья, на его совести смерти, нет ничего святого, единственный смысл жизни – удовлетворение собственного тщеславия. Дориан усваивает внушённые ему мысли философа, что красота – единственная ценность, она оправдывает всё, не связана с ответственностью, этикой.
Роман производит двойственной впечатление: с 1 стороны прославляет красоту и сам написан замечательно. Красота входит в 2 вариантах: природная (английский парк) и творчество, создания художника (это то, во что преображается талант, результат души и умений). С романтизмом сближает и сказочный мотив, в результате которого живой человек и его изображение меняются местами. Мотив портрета – интересная вещь (похожая повесть Гоголя о художнике Черткове).
Юный красавец Дориан Грей высказывает пожелание, чтобы он навсегда остался внешне таким же, как в момент завершения его портрета, и с этого мига на протяжении двадцати лет действия романа он сохраняет все очарование юности, а портрет, спрятанный в его доме, отражает его настоящую жизнь, накапливая следы порока и преступлений. Символика волшебного предмета у Уайльда менее философична, сведена к эстетической проблематике. Портрет Дориана, выполненный его приятелем Бэзилом Холлуордом, как всякое истинное произведение искусства, отражает его истинную сущность; искусство — вот правдивое свидетельство, вот верное зеркало жизни героя. Попытка Дориана в финале романа уничтожить надежно спрятанный портрет завершается его собственной гибелью, а произведение искусства неуничтожимо. Портрет в своей первозданной красоте будет жить вечно:
Войдя в комнату, слуги увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это.
Таким образом, в самом сюжете романа заложена главная идея эстетизма о безусловном превосходстве искусства над реальной жизнью.
3) Символизм
Французские последователи Бодлера – Леконт де Лиль, Малларме, Артюр. Рембо – начинали с откровенных подражаний его манере.
Первым этапом исторического сдвига и было развитие французского романтизма к символизму. Символизм предстал последней стадией трансформации романтизма в пределах XIX столетия.
К концу века символизм отождествился с ощущением неопределенной, но безграничной свободы, которая для французов конкретизировалась в чрезвычайно существенном для национальной поэзии освобождении от жесткой системы традиционного стихосложения, в создании системы если не свободного, то освобожденного стиха. Главная задача символиста – воспроизведение «изначальных Идей», вследствие чего всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения, все поэтические средства были направлены на то, чтобы представить загадочную «изначальную» сущность с помощью намека, «внушающими» средствами. Естественно, что эта поэтика резко противопоставила символизм как идеалистическое течение господствовавшему в середине века духу натурализма, позитивизма, рационализма – прозе во всех значениях этого слова.