Зарубежная литература XVII-XXв

1. Французский классицизм и его эстетика

Литература Европы нового времени исчисляется уже не по эпохам. Периодизация по столетиям, учитываются и национальные признаки. Литература нового времени развивается несколько иначе, в ней появляются определенные общности произведений. Проблем, жанров, существует довольно долго, как правило от полувека и больше, они называются литературными метолами(понятие, связанное с развитием литературы). Самый ранний метод – классицизм (от лат. образцовый). Просуществовал в Европе долго, но сложился не одновременно. Во Франции возник в середине 17 века, в 1640-х гг., а в 18 веке некоторые признаки классицизма сохранились, но меняется смысловая концепция и классицизм во Франции сменяется просвещением. А в это время (середина 18 века) после Петровской империи появляется русский классицизм, в 1740-х гг. в Германии, где не было идеи монархии, а была идея национального объединения, она и стала социальной доминантой в развитии классицизма.

Французский классицизм наиболее показателен, полно выявляет 3 составляющих понятия «Метод»:

1.историко-хронологическая (представление о прогрессивности абсолютной власти монарха)

2.господствующее мировоззрение, общие представления, связанные с эпохой – идея рационализма в 17 в. во Франции (по мнению людей той эпохи, разум всевластен, всемогущ)

3.литературная практика – те произведения, которые создаются за время существования классицизма, на нее оказываю влияние и господствующее мировоззрение и социальная идея

Классицизму свойственна классификация по принципу бинарной оппозиции: высокое и низкое. Жесткий рационализм приводит к тому, что эти две составляющие существуют отдельно друг от друга (взаимодействие не предполагалось).

Назначение литература классицисты видели прежде всего в том, чтобы создать у читателя непротиворечивое ощущение действительности, такая цель вела к созидательности, дидактизму.

Высокое ассоциировалось с представлениями о полноте королевской власти, которую не разделяли люди, жившие во Франции 17 века, с идеями государства. Сами владыки не стремились разделить себя и государство. Людовик 14 (2 половина 17 в.) присвоил себе титул «короля солнца», «Государство – это я», эта теория привела в тупик и при его внуке Людовике 5 случилась французская революция.

Такое представление о высоком привело к созданию высоких жанров, в которых утверждалась идея абсолютной власти – эпопея в повествовательном или эпическом роде, трагедия в драматургии, ода в лирике (прославление короля, его могущества). Жизнь обычного человека (дворяне, буржуа) могла попасть только в сферу низких жанров: ироикомическая поэма в эпосе, комедия в драматургии, сатира в лирике.

В 17 веке во Франции расцвет басни – нравоучительный жанр, обличающий пороки. Самым ярким представителем является Жан Лафонтен (его сюжеты заимствовал, но сильно переделывал Крылов).

2. Анализ трагикомедии Корнеля «Сид» (конфликт, идеи, образы)

Конфликт в «Сиде» очень характерен драматургии классицизма: конфликт между общезначимыми ценностями и личностными. Здесь они представлены как разные ценности.

Герои пьесы многократно становятся перед выбором, каждое их конкретное действие и мотивация различны.

Исходящая ситуация связана с тем, что испанский король должен выбрать наставника для своего наследника, а старший принц носил официальный титул «инфант». В воспитанник годился только человек, известный своей мудростью, с жизненным опытом и значимым родом. Эта олдность очень почетна и на нее претендуют многие. Среди них отцы героев, будущего Сида, Родриго Диас и граф Гомес (отец доньи Химены). Граф Гомес относительно молод, а Р. Диас уже стар, и по сравнению с Гомесом немощен. Но именно Р. Диаса назначают наставником инфанта. Между молодым людьми (Химной и Сидом) возникает любовь, до тех пор пока король не делает своего выбора. Граф Гомес глубоко оскорблен, между двумя вельможами происходит ссора и обезумевший от неудачи Гомес дает пощечину своему сопернику. Единственный ответ – дуэль, дуэль – подвести себя под смерть, либо он подведет монарха, и граф Диас оказывается в безвыходном положении. В 17 веке существует представление о том, что оскорбление может передаваться одному из родственников и старый Диас призывает сына, и Сид должен защитить честь отца и семьи и выйти на поединок с будущим тестем. Но чувства идут вразрез, и молодой человек понимает, что Химена для него потеряна в случае дуэли. Но если он не выйдет, он будет обесчестен, и Химена все равно будет потеряна для него.

Французская драма написана александрийским стихом, во французском языке стихи приняты с одинаковым количеством слогов, александрийский стих соответствует 6-стопному ямбу с парной рифмовкой.

Сид принимает решение биться в дуэли. В поединке с графом Гомесом Сид одерживает победу, а Химена теряет отца.

2 акт: Химена отправляется к королю, принося жалобу на Сида, и она требует, чтобы король покарал – казнил Сида. Но она все равно продолжает любить молодого человека. Но одновременно с ней приходит и отец Сида. И одно и то же событие освещается с двух сторон. Король должен сделать выбор, и он теряется. Он поступил как мудрец: берет виновника под стражу и заточает в подвал.

Эпизод с маврами резко поворачивает сюжет. Во всем гарнизоне нет постоянных войск и единственный шанс спасения – талант полководца Сида, и его выпускают на одну ночь. Мавры отбиты.

Следующее действие происходит в Кортесах (решение государственного дела), Сид дает отчет о том, что произошло ночью, в форме монолога (4 мин.) Сид рассказывает о том, что его небольшой отряд успевает придти на берег реки до того, как показываются суда мавров. Он оставляет резерв, упрятав под лодку, а основная часть выходит навстречу маврам. Мавры застигнуты врасплох, многие убиты прямо на кораблях. Враг разбит, и Сид оказывается спасителем короля и державы. Отныне он герой, что сильно меняет ситуацию.

Химена находит защитника для дуэли с Сидом – земного юношу, который благоволит перед Сидом и тайно безнадежно влюблен в Химену. Биться на дуэли – смерть для юноши, отказаться от Химены он тоже не может. Сид выбивает меч у соперника, и дуэль заканчивается поражением.

Король говорит, что поскольку Сид лишил Химену мужской поддержки, он должен принять на себя все эти обязанности. Свадьба отложена на год. На этой ноте и заканчивается сюжет, что и связано с жанром трагикомедии.

Для создания художественной цельности, Корнель пошел на ряд нарушений норм, касаясь плана выражения:

-триединство (пьеса длится полторы суток, 36 часов)

-не одна, а две сюжетные линии (линия, связанная с дочерью короля – Урсулой, влюбляется аристократа, но не королевской крови, но она смиряется с выбором отца)

-монолог Сида

3. Творчество Мольера

Мольер- выходец из богатой, образованной семьи. Когда Мольеру было 15 лет. Отец настоял, чтобы тот отправился в Сарбону. Мольер окончил журфак успешно, но когда ему было 19, в его жизни произошел очень крутой поворот, он «заболел» театром. В Париже гастролировал театр из провинции. Мольер ушел из дома и на 10 лет и остался в провинции. Представления давались то в помещении гумна, то в рыцарском зале, то еще где-то. В Париж Мольер вернулся под 30 лет. Постепенно Мольер стал писать пьесы, комедии, сам играл как комичный актер.

Одной из самых ранних комедий была «смешные жеманницы» - комедии-уроки, характеры для первых лет пребывания Мольера в Париже (урок женам и урок мужьям), в том же русле написана комедия «Жорж Данден». Ее герой разбогатевший фермер, человек относительно молодой и честолюбивый, решил жениться на дворянке любой ценой. И он осуществляет свою мечту. Обедневшая дворянка выходит замуж за состоятельного Жоржа. На выйдя замуж она принимает сводить счеты с Жоржем Данденом – он для нее невежа, невежда: она выговаривает мужу свое недовольство и полагает, что должны иметь возмещение за жертвы любовники. Она наставляет рога мужу в любом удобном случае. По-особому рисуется образ главного героя. Это человек, склонный к саморефлексии: он прежде всего винит самого себя. Это делает его одновременно уязвимым, несчастным и повышает отношение читателя к герою. «Ты сам этого хотел, Жорж Данден».

Особое место в творчестве Мольера занимает «Амфитрион». Муж Алкмены (матери Геракла). Никто не посягает на ее честь и красоту, была верной женой. Зевс влюбляется в Алкмену и решил, что она должна принадлежать ему. Зевс принял облик Амфитриона. Комедия «Амфитрион» была произведением одновременно галантной и двусмысленной: в ней в образе находчивого Зевса был изображен Людовик 14. Король был польщен этим произведением, и эта комедия шла. В первые годы своего пребывания в Париже Мольер и его театр пользовался симпатией короля, король бывал на представлениях, особо любил комедии-балет.

Например, «Мнимый больной» - главный герой это человек, у которого есть только одна хворь – немыслимая мнительность. Он целый день умирает без вреда для здоровья. Понимает, что это притворство, только служанка. Она догадывается, как можно излечить мнимого больного одним разом: его надо посвятить в восточные доктора. В конце комедии в комнату больного входит целая группа лекарей, они вооружены профессиональным оружием – пинцетами. Вся эта гвардия танцует и поет, посвящая больного в клан та-то-ши, т. е. в просвещенные доктора. На макароническом языке – фр.+лат. Эти танцы и были комедии-балеты. Век Людовика 14 был веком балетов, достаточно своеобразного. В этих балетах танцуют король, королева, принцы, послы. Придворные созерцали.

Благоволение короля было так велико, что дважды был крестным отцом детей Мольера, выделяя сумину, но дети Мольер а не выживали.

В 70-е гг. королевскому благоговению пришел конец, это связано с комедией «Тартюф». Когда вышла первая версия, последовал немедленный запрет. В комедии увидели сатиру на авторитет церкви. Второй вариант тоже не прошел последовал запрет. И для того, чтобы обеспечить экономическую стабильность труппы пишет комедию «Дон Жуан» за 40 дней, затем создает третий вариант «Тартюфа».

Мольер умер практически на сцене: выступая в роли главного героя «Мнимый больной» и доиграл спектакль, боли были подлинными, а после занавес закрыли и его перенесли в его дом.

Не могли найти ни одного священника, чтобы Мольер исповедался, когда же священник пришел, Мольер уже умер. Исходя из этого, церковь отказалась хоронить его на кладбище, его похоронили на кладбище, но не священной земле.

4. Анализ одной из комедии Мольера

Безусловно Мольер знал мифы о нем, но его версия очень сильно отличается от произведения испанского драматурга. Это произведение во многом очень смело расходится с поэтикой, принятой классицизмом. В комедии «Дон Жуан» герой получает совершенно иной характер. Своего героя Мольер делает своим современником, французским аристократом 2 половины 17 века, человеком гордым, смелым, независимым, предельно эгоистичным. И в первой части Д. Ж. пренебрегает чужим мнением, он настолько высокомерен и презирает всех вокруг, что ему абсолютно безразлично, что о нем думают и говорят.

Д. Ж. – тип гедониста (главным содержанием является удовольствие от жизни). Достижение труднодостижимых целей заведомо становится женитьба Д. Ж. Д. Ж. честь по чести идет под венец вместе с молодой девушкой, которую он выкрал и монастыря (что крайне осуждалось), но на следующий день забывает о своей новой невесте. Но у жены есть братья, которые считают поведение Д. Ж.оскорбительным и хотят отомстить ему. И Д. Ж. убегает из замка со слугой на корабле, случайно оказываются в рыболовной деревушке. Там он начинает ухаживать сразу за двумя девушками местными крестьянками. На постоялом дворе он узнает о том. Что здесь его преследователи. Кульминация – сцена на лесной дороге, где он встречает нищего, он просит милостыню ради Христа и получает несколько су (самых мелких монет), Д. Ж. достает золотую монету и обещает отдать ее если тот побогохульствует, но то отказывается. До встречи с нищим Д. Ж. оказывался победителем.

1 акт начинается с разговора двух слуг: дворецкий и Сганарель, они безбожно хают своего хозяина. Затем происходит разговор между Сганарелем и Д. Д.. Сганарель пытается прямо в глаза высказать осуждение хозяин. Но причины своего осуждения, доказательства привести не может. А Д. Ж. очень последовательно и рационально объясняет свой образ жизни. Он умен, красноречив, циничен, целен и внутренне непротиворечив. После встречи с нищим в Д. Ж. происходят перемены. Он претерпевает эволюцию, становится ханжой, двуличным, омерзительным (надевает маску человека живущего по правде, изображает из себя христианина, изображает любящего сына). Прежнее неприятие общества сменятmся лояльностью. Эту лживость Мольер Д. Ж. не прощает. Характерно, что заканчивается пьеса традиционно. Нравоучение не лобовое. Сганарель над «могилой» Д. Ж. бегает и причитает о своем жалованье.

5. Европейское просвещение: основные идеи, ведущие жанры

Эпоха просвещения – это значимая часть развития культуры Европы 18 века. Европейское просвещение, с одной стороны, имело общие черты в разных странах (Англия, Франция, Германия), но с другой стороны просвещение имело ряд особенностей в каждой из стран.

Возникает во Франции в пору правления Людовика 15 (внука короля солнца). В литературе просвещения соприкасаются те идеи та практика, которая была свойственна классицизму. В 18 веке появляется несколько категорий, которые становятся ключевыми для понимания «просвещения»: свобода, равенство, братство, справедливость, общественный договор, просвещенный монарх, веротерпимость (толерантность).

Среди явлений культуры 18 век начал проводиться конкурсы сочинений по различным вопросам, т. н. «трактаты» и на одном из конкурсов первое место занял выходец их Женевы Ж.-Ж. Руссо с произведением «Общественный договор»: человек рождается в мир свободным и равным всем остальным. Другие считали, что общество само придет к гармонии на трех принципах: свобода, равенство и братство. Свобода дается человеку от рождения, а если все люди свободны, то они от рождения равны, у них равные права (на участие в общественной жизни, на обеспечение продуктами и т. д.) и если у людей равные права им не нужно сражаться за что-то большее, чем его равная доля. Между людьми устраняются причины конфликтов и устанавливаются братские отношения. Эта мысль была достаточно наивной и не выдержала проверки действительность. Чем активнее шло просвещение, тем шире внедрялись эти представления. Просветители не стремились сменить строй, они провозглашали идею просвещенного монарха, человека, который ставит процветание государства и народа своей главной целью, а не увеселение и роскошные обеды. Он широк в своих воззрениях, веротерпим, справедлив, гуманен.

Французское просвещение было самым заметным явлением в Европе. Последователи Руссо, Вольтера, Монтескье были во многих странах мира. Но литература вырастала не только из фр. Просвещения.

Англия: В 18 веке страна совершенно буржуазная, двухпалатный парламент (законодательная и исполнительная власть). Партия виги и тори сменяют друг друга в палате общин (нижняя палата). Литература Англии развивается по двум руслам: с одной стороны продолжают писать большие поэмы в духе классицизма (А. Поп), рядом с этим есть направление, формирующее нравоописательный роман (просветительский реализм) – Генри Филдинг.

Поп и Филдинг получают поддержку от короля.М, который воплощался в сословном строении общества. буржуа на классицизму. ом. узское прсвещение в середине 18 века создает принципиально новые представлени ль над "ека живущего по правде, изображает из

Д. Дефо и Дж. Свифт – сатирики, Дефо выступал с обличением персон, пользующихся властью и авторитетом. Получает признание литература сентиментальная, приходит на смену классицизму как способ изображения действительности не самостоятелен. Сентименталисты как критерий человека нового времени выдвигают доброе, чувствительное сердце. С. Ричардсон «Памело, или торжество добродетели», «Кларисса Гарлоу, или посрамленная добродетель». Лоуренс Стен «Сентиментальное путешествие» - главный герой Йорик путешествует по Франции, Швейцарии, Германии, но его привлекают не новые места, пейзажи, достопримечательности, а его собственные чувства. Р. Бернс – шотландский поэт, современник французской революции, человек, создавший массу произведений, в центре которых были простолюдины из горной Шотландии, на первое место ставили свободу и искренность.

Германия: взлет немецкой литературы приходится на 70-80-е гг. 18 века. Несколько раньше выступил драматург Готхольт Эфраим Лессинг, Шиллер (поэт, автор баллад, драматург), Гете (лирические произведения, историческая и политическая драматургия, создал несколько романов «Страдания юного Вертера», «Вильгельм Мейстер», философскую поэму в драматической форме «Фауст»)

Драма в 18 веке представлена во Франции, Англии, Германии. Пьер Бомарше (комедии) «Сивильский цирюльник», «Женитьба Фигаро», главным достижением во Франции стала проза, прежде всего романная. Монтесткье «Персидские письма», Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза», Лессаж «Похождения Жиль Блаза», «Хромой бес», Шодерло де Лакло «Опасные связи», Аббат Прево «Манон Леско», Дидро «Монахиня». Французский роман был интересно сориентирован на создание иллюзии достоверности, точности, документальной правды. Возникновение этого эффекта способствовала исповедальная форма (эпистолярная – роман в письмах – Новая Элоиза, Опасные связи, Манон Леско, Исповедь Руссо – автобиографическое произведение). Эпистолярный жанр был связан с тенденцией достоверности, самораскрытия человеческой личности. Была формой создания особого приема «острАнение» - выявление того, что человека не украшает «Персидские письма» - написаны от имени персидского посол, живущего в Париже и описание того, чему он становится свидетелем. Говорит то, что видит и любой парижанин: грязные улицы, распутных женщин, роскошные балы.

Лессаж «Хромой бес» - действие происходит в Испании. К герою каждую ночь является бес, он выполняет только просветителя. Он показывает герою ночную жизнь. Он умеет снимать крыши с домов. Это такая бесстыдная картина, что сам бес краснеет Это измены, взаимная ненависть, Картина извращена.

Во Франции очень мощно входит любовная тема, т. н. странности любви - Аббат Прево «Манон Леско» - героиня подажная женщина, парижская штучка, а герой провинциал. Она увлекательна, и главные герой влюбляется без памяти в нее. Он хочет, чтобы она была только его, что она ему и обещает, но не выполняет. Манон арестовывают, ее отправляют на каторгу в далекий тропический о-в. За судном, на котором е везут, отправляется ее возлюбленный. Его страсть превращается в самоотверженное служение этой несчастной, он устраивает ей побег и они скитаются по о-ву, несчастная женщина тает и умирает на его руках. У нее есть одно утешение: до последнего мига на ней лицо любящего человека и е рука в его руке. Де Грис роет ей могилу, потом возвращается во Францию. Он там никому не нужен, единственной радостью его жизни была Манон и любовь к ней.

«Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо – сентиментальное и просветительское произведение. Главные герои – Юлия (пишет отцу) и Сен Пре (пишет товарищу). Возникает история благополучных любящих молодых людей. Отец Юлии – богаты дворянин отправляет любимую дочь подальше от разврата в имение и выбирает для нее учителя, который умен, образован, деликатен, благороден, но он простолюдин. В имении отца Юлии, окруженного большим парком, юная Юлия и ее учитель много времени проводят вместе и постепенно в них возникает любовь, которая становится смыслом жизни. Сен Пре благоволит перед ученицей. Но эти люди обречены на разлуку как бы не презирал отец развращенную среду, он никогда бы не отдал свою дочь за простолюдина. И он находит своей дочери мужа – Вольмара. Он хороший, благородный человек, умеет уважать чувства Юлии. Она не отступает от обязанностей верной супруги, она умеет ценить достоинства своего мужа. Он ей добрый друг. Брак нельзя назвать несчастным, но и счастливым тоже. Проходят годы, у нее подрастают сыновья и им нужен учитель, посоветовавшись с мужем, она приглашает Сен Пре учить ее детей, и тот соглашается. Дети Юлии заболевают оспой и мать выхаживает их, детей она спасла, но сама заразилась, и она умирает от обезобразившей ее лицо болезни.

6.Французское просвещение и его представители

Французское просвещение в середине 18 века создает принципиально новые представления том, как соотносится государство и частный человек, ковы приоритеты и главные ориентиры современного образованного человека. Литература в этом построении новых принципов очень мощная мировоззренческая система.

В 18 веке на абсолютизм стали смотреть иначе: во Фр. Начали развиваться буржуазные отношения, укрепилась торговля, возросла значительность деятельности актеров и складывается новое самосознание третьего сословия. В 18 веке во Фр. не было крепостного с/х, было фермерство. Феодализм был пережитком, который воплощался в сословном строении общества. Буржуа были рационалисты. Но в отличие от своих предшественников, они полагали, что эти сдвиги в лучшую сторону могут осуществиться, если прибегнуть в такой мощной мере как просвещение - образование, овладение знаниями, которые дадут правильную ориентацию ума и избавит от предрассудков.

В 1789 г. произошла Великая французская революция под лозунгом «Свобода, равенство и братство».

Французское просвещение было самым заметным явлением в Европе. Последователи Руссо, Вольтера, Монтескье были во многих странах мира. Но литература вырастала не только из фр. Просвещения.

Во Франции очень мощно входит любовная тема, т. н. странности любви - Аббат Прево «Манон Леско» - героиня продажная женщина, парижская штучка, а герой провинциал. Она увлекательна, и главные герой влюбляется без памяти в нее. Он хочет, чтобы она была только его, что она ему и обещает, но не выполняет. Манон арестовывают, ее отправляют на каторгу в далекий тропический о-в. За судном, на котором е везут, отправляется ее возлюбленный. Его страсть превращается в самоотверженное служение этой несчастной, он устраивает ей побег и они скитаются по о-ву, несчастная женщина тает и умирает на его руках. У нее есть одно утешение: до последнего мига на ней лицо любящего человека и е рука в его руке. Де Грис роет ей могилу, потом возвращается во Францию. Он там никому не нужен, единственной радостью его жизни была Манон и любовь к ней.

«Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо – сентиментальное и просветительское произведение. Главные герои – Юлия (пишет отцу) и Сен Пре (пишет товарищу). Возникает история благополучных любящих молодых людей. Отец Юлии – богаты дворянин отправляет любимую дочь подальше от разврата в имение и выбирает для нее учителя, который умен, образован, деликатен, благороден, но он простолюдин. В имении отца Юлии, окруженного большим парком, юная Юлия и ее учитель много времени проводят вместе и постепенно в них возникает любовь, которая становится смыслом жизни. Сен Пре благоволит перед ученицей. Но эти люди обречены на разлуку как бы не презирал отец развращенную среду, он никогда бы не отдал свою дочь за простолюдина. И он находит своей дочери мужа – Вольмара. Он хороший, благородный человек, умеет уважать чувства Юлии. Она не отступает от обязанностей верной супруги, она умеет ценить достоинства своего мужа. Он ей добрый друг. Брак нельзя назвать несчастным, но и счастливым тоже. Проходят годы, у нее подрастают сыновья и им нужен учитель, посоветовавшись с мужем, она приглашает Сен Пре учить ее детей, и тот соглашается. Дети Юлии заболевают оспой и мать выхаживает их, детей она спасла, но сама заразилась, и она умирает от обезобразившей ее лицо болезни.

7. Анализ одной из философских повестей Вольтера

Кандид, чистый и искренний юноша, воспитывается в замке нищего, но тщеславного вестфальского барона вместе с его сыном и дочерью. Их домашний учитель, доктор Панглосс, доморощенный философ-метафизик, учил детей, что они живут в лучшем из миров, где все имеет причину и следствие, а события стремятся к счастливому концу.

Несчастья Кандида начинаются, когда его изгоняют из замка за увлечение прекрасной дочерью барона Кунигундой.

Чтобы не умереть с голоду, Кандид вербуется в болгарскую армию, где его секут до полусмерти. Он едва избегает гибели в ужасном сражении и спасается бегством в Голландию. Там он встречает своего учителя философии, умирающего от сифилиса. Его лечат из милосердия, и он передает Кандиду страшную новость об истреблении семьи барона болгарами. Друзья плывут в Португалию, и, едва они ступают на берег, начинается страшное землетрясение. Израненные, они попадают в руки инквизиции за проповедь о необходимости свободной воли для человека, и философа должны сжечь на костре, дабы это помогло усмирить землетрясение. Кандида хлещут розгами и бросают умирать на улице. Незнакомая старуха подбирает его, выхаживает и приглашает в роскошный дворец, где его встречает возлюбленная Кунигунда. Оказалось, что она чудом выжила и была перепродана болгарами богатому португальскому еврею, который был вынужден делить её с самим Великим Инквизитором. Вдруг в дверях показывается еврей, хозяин Кунигунды. Кандид убивает сначала его, а затем и Великого Инквизитора. Все трое решают бежать, но по дороге какой-то монах крадет у Кунигунды драгоценности, подаренные ей Великим Инквизитором. Они с трудом добираются до порта и там садятся на корабль, плывущий в Буэнос-Айрес. Там они первым делом ищут губернатора, чтобы обвенчаться, но губернатор решает, что такая красивая девушка должна принадлежать ему самому, и делает ей предложение, которое она не прочь принять. В ту же минуту старуха видит в окно, как с подошедшего в гавань корабля сходит обокравший их монах и пытается продать украшения ювелиру, но тот узнает в них собственность Великого Инквизитора. Уже на виселице вор признается в краже и подробно описывает наших героев. Слуга Кандида Какамбо уговаривает его немедленно бежать, не без основания полагая, что женщины как-нибудь выкрутятся. Они направляются во владения иезуитов в Парагвае, которые в Европе исповедуют христианских королей, а здесь отвоевывают у них землю. В так называемом отце полковнике Кандид узнает барона, брата Кунигунды. Он также чудом остался жив после побоища в замке и капризом судьбы оказался среди иезуитов. Узнав о желании Кандида жениться на его сестре, барон пытается убить низкородного наглеца, но сам падает раненый. Кандид и Какамбо бегут и оказываются в плену у диких орейлонов, которые, думая, что друзья — слуги иезуитов, собираются их съесть. Кандид доказывает, что только что он убил отца полковника, и вновь избегает смерти. Так жизнь вновь подтвердила правоту Какамбо, считавшего, что преступление в одном мире может пойти на пользу в другом.

На пути от орейлонов Кандид и Какамбо, сбившись с дороги, попадают в легендарную землю Эльдорадо, о которой в Европе ходили чудесные небылицы, что золото там ценится не дороже песка. Король уговаривает Кандида остаться в его стране, поскольку лучше жить там, где тебе по душе. Но друзьям очень хотелось показаться на родине богатыми людьми, а также соединиться с Кунигундой. Король по их просьбе дарит друзьям сто овец, груженных золотом и самоцветами. Удивительная машина переносит их через горы, и они покидают благословенный край.

Пока они движутся от границ Эльдорадо к городу Суринаму, все овцы, кроме двух, гибнут. В Суринаме они узнают, что в Буэнос-Айресе их по-прежнему разыскивают за убийство Великого Инквизитора, а Кунигунда стала любимой наложницей губернатора Решено, выкупать красавицу туда отправится один Какамбо, а Кандид поехал в свободную республику Венецию и там их ждал. Почти все его сокровища крадет мошенник купец, а судья еще наказывает его штрафом. После этих происшествий низость человеческой души в очередной раз повергает в ужас Кандида. Поэтому в попутчики юноша решает выбрать самого несчастного, обиженного судьбой человека. Таковым он счел Мартина, который после пережитых бед стал глубоким пессимистом. Они вместе плывут во Францию, и по дороге Мартин убеждает Кандида, что в природе человека лгать, убивать и предавать своего ближнего, и везде люди одинаково несчастны и страдают от несправедливостей.

Кандид попадает наконец в Венецию, помышляя лишь о встрече с ненаглядной Кунигундой. Но там он находит не её, а новый образец человеческих горестей — служанку из его родного замка. Ее жизнь доводит до проституции, и Кандид желает помочь ей деньгами, хотя философ Мартин предсказывает, что ничего из этого не получится. В итоге они встречают её в еще более бедственном состоянии. Наконец он обнаруживает своего Какамбо в самом жалком положении. Тот рассказывает, что, заплатив огромный выкуп за Кунигунду, они подверглись нападению пиратов, и те продали Кунигунду в услужение в Константинополь. Что еще хуже, она лишилась всей своей красоты. Кандид решает, что, как человек чести, он все равно должен обрести возлюбленную, и едет в Константинополь. Но на корабле он среди рабов узнает доктора Панглосса и собственноручно заколотого барона. Они чудесным образом избегли смерти, и судьба сложными путями свела их рабами на корабле. Кандид немедленно их выкупает и отдает оставшиеся деньги за Кунигунду, старуху и маленькую ферму.

Хотя Кунигунда стала очень уродливой, она настояла на браке с Кандидом. Маленькому обществу ничего не оставалось как жить и работать на ферме. Жизнь была поистине мучительной.. Панглосс потерял веру в оптимизм, Мартин же, напротив, убедился, что людям повсюду одинаково плохо, и переносил трудности со смирением. Но вот они встречают человека, живущего замкнутой жизнью на своей ферме и вполне довольного своей участью. Он говорит, что любое честолюбие и гордыня гибельны и греховны, и что только труд, для которого были созданы все люди, может спасти от величайшего зла: скуки, порока и нужды. Работать в своем саду, не пустословя, так Кандид принимает спасительное решение. Община упорно трудится, и земля вознаграждает их сторицей. «Нужно возделывать свои сад», — не устает напоминать им Кандид.

8. Идейная направленность образ главной героини в романе Дидро «Монахиня»

Литературное наследие Дидро составляют две группы произведений. Одна – это сочинения, напечатанные при его жизни и представляющие большой, но по существу лишь исторический интерес; другая – несколько замечательных произведений в прозе, едва известных современникам Дидро, но много говорящих современному читателю. Самое раннее из них – роман «Монахиня» в котором содержится великолепное исследование психологии монашеской жизни, равно как резкие ее обличения.

Роман был написан во второй половине 1760 года.

Однако широкая читающая публика получила возможность познакомиться с этим произведением лишь в 1796 году, спустя 12 лет после смерти его создателя.

История рождения замысла у Дидро и сама судьба его представляет значительный интерес. Конец 50-х годов 18 века во Франции принес сенсационные разоблачения тайн монастырских стен, частных случаев изуверства, происходящих за ними. Монастырский быт стал предметом оживленного общественного обсуждения. Будто бы от лица монахини он вместе со своими друзьями стал распространять письма, разоблачавшие царящие в монастырях нравы.

Реальным прототипом Сюзанны Симонен из романа была монахиня

Маргарита Деламар, судебное дело которой о снятии с неё монашеского обета получило в то время широкую огласку и иск которой судом был отвергнут.

История Маргариты, которая по воле матери, жаждавшей после смерти мужа заполучить все его состояние, провела в монастырских стенах 60 лет, рассказана в монографии. Таким образом под пером Дидро привычная в те времена история «монахини поневоле» стала художественным обобщением судьбы личности в феодально - абсолютистском обществе, где широко простирается власть католицизма. По Дидро, роман должен изображать не

«химерические и привольные события», а показывать «мир, в каком мы живем», рисовать «характеры, взятые из гущи общества», утверждать истину, простоту и естественность. Роман – это картина нравов эпохи, воссозданная

«правдивыми деталями». Всем этим требованиям «Монахиня» отвечал полностью. Жизненность сюжета и реалистичность повествования поражают читателя. Дидро создал книгу- исповедь, где героиня – не исключительная натура, а жертва социальной системы, в которой она живёт. «Монахиня» - социально - психологический роман. В нем Дидро развенчивает монастыри как порождение всего жизненного уклада феодально - абсолютиского общества. Насилие над личностью девушки есть общее проявление рабства и деспотизма, царящих в данном обществе и уничтожающих в человеке его лучшие человеческие качества. Личную судьбу героини Дидро изображает с высоких позиций мыслителя - просветителя, показывая несоответствие этой судьбы идеалам разума и гуманистической морали. Он пришел к выводу, что в абсолюстской Франции неосуществим просветительский идеал свободы. Сюзанна Симонен вырвалась из монастырских стен, но нашла вне их, лишь свободу быть бесправной.

Основное в романе – острая публицистическая направленность, связанная с убедительной картиной душевных переживаний героини. С большим реализмом показано, как в сердце тихой и покорной в начале девушки появляется сомнение, вскоре переходящие в чувства протеста и гнева, завершающегося открытым бунтом против насилия над влечением к жизни, против монастырского лицемерия и религиозного обмана, тирании правом женщины на свободную, самостоятельную и радостную жизнь.

« Я не думаю, чтобы когда-нибудь была написана более ужасная сатира против монастырей».

Однако разоблачение монастырства дано Дидро без всякого гротеска и нажима. Сюзанна – Природа сама создала её для жизни. Общество, руководствуясь предрассудками обрекает её на отречение от всех интересов, желаний, склонностей. В монастырских порядках всё противно и чуждо Сюзанне. Кликушеское самоистязание или патологическое извращение чувств – вот с чем сталкивается

Сюзанна, попав в монастырскую среду. Монахини видят в ней бунтовщицу, её начинают мучить, терзать, в буквальном смысле топчут ногами, объявляя сумасшедшей.

« Не знаю какая участь ждёт меня, но если бы мне когда-нибудь пришлось вернуться в монастырь, каков бы он ни был, - я не ручаюсь за себя: повсюду есть колодцы».

На этом заканчивается роман Дидро. Автор намеренно оборвал своё повествование. Пусть читатель сам решит судьбу девушки. Пусть он видит перед собой не одну

Сюзанну, а тысячи и десятки тысяч заживо погребённых людей и загорится ненавистью к социальному и политическому режиму, который порождает такие ужасные явления действительности.

Духовный облик самой героини Сюзанны - Это чуткая, отзывчивая, наивная немного склонная к рефлексии девушка. Она глубоко религиозна и тем не менее

Каждый её поступок, каждое движение сердца является протестом против религии.

Наивность её олицетворяет здравый смысл, «естественность человека».

9. Английское просвещение и его представители

Англия в 18 веке страна совершенно буржуазная, двухпалатный парламент (законодательная и исполнительная власть). Партия виги и тори сменяют друг друга в палате общин (нижняя палата). Литература Англии развивается по двум руслам: с одной стороны продолжают писать большие поэмы в духе классицизма (А. Поп), рядом с этим есть направление, формирующее нравоописательный роман (просветительский реализм) – Генри Филдинг.

Поп и Филдинг получают поддержку от короля.М, который воплощался в сословном строении общества. буржуа на классицизму. ом. узское прсвещение в середине 18 века создает принципиально новые представлени ль над "ека живущего по правде, изображает из

Получает признание литература сентиментальная, приходит на смену классицизму как способ изображения действительности не самостоятелен. Сентименталисты как критерий человека нового времени выдвигают доброе, чувствительное сердце. С. Ричардсон «Памело, или торжество добродетели», «Кларисса Гарлоу, или посрамленная добродетель». Лоуренс Стен «Сентиментальное путешествие» - главный герой Йорик путешествует по Франции, Швейцарии, Германии, но его привлекают не новые места, пейзажи, достопримечательности, а его собственные чувства. Р. Бернс – шотландский поэт, современник французской революции, человек, создавший массу произведений, в центре которых были простолюдины из горной Шотландии, на первое место ставили свободу и искренность.

А также Д. Дефо и Дж. Свифт, которые писали сатирические произведения.

Страница 1 из 512345