Модернизм в 20 веке развивался активно. Т. к.это явление изменчиво, можно только наметить тенденции, характерные для новаторской деятельности.
В зарубежной литературе 19 века символизм дальнейшего развития не получил. Но опыт наследовали разные писатели.
Своеобразным явлением стал футуризм. Возник в Италии, ярко развивался в России. Установки футуризма сводились к тому, что деятели задумывали создать принципиально иное искусство. Обновление языка было принципиально. Отказ от предыдущего опыта глобален.
Футуризм проявил себя и в изобразительном искусстве (в Италии стремились воспроизвести движение). Это было связано с опытом кинематографа (картина «Велосипедист» - движение колеса изображалось в разных фазах; «Прогулка»).
Интересная особенность литературы 20 века – появление литературы потока сознания. К этому направлению относятся крупные писатели: Джеймс Джойс, Марсель Пруст, по-немецки писал Франц Кафк.
Поток сознания – особый приём, в который на первый план выходят разного рода ассоциации. Практически первооткрывателем был Л. Н.Толстой. В главе романа «Анна Каренина» с точки зрения героини воспроизводится перескакивающее сознание, которое с 1 стороны фиксирует внутреннее ощущение героини, и, вместе с тем, её взгляд улавливает то, что на вокзале – всё это фиксируется подряд единым потоком.
У Пруста этот поток организует несколько романов – полилогия «В поисках за утраченным временем» - процесс вхождения в эти поиски самое интересное.
Первый роман полилогии – «По ту сторону сна». Начинается повествование с того, как человек, страдающий бессонницей, готовится провести ночь. Он видит постель, лампу, книгу, кружок света. И вспоминает, как радостно сквозь штору проникали лучи в его детство, дом, служанку. Одно за другим цепляется за сознание.
У Джойса самый известный роман – «Улисс». Действие происходит в 1 день, с утра до глубокой ночи. Важный объект – город Дублин. Немолодой семейный человек уходит из дома, проводит день вне дома. Этот день уподобляется странствиям Одиссея. События мифа, переиначенные, образуют подводное течение романа. Так в литературу вошёл Неомифологизм.
Неомифологизм имеет разные проявления. С 1 стороны это возвращение в литературу сюжетов, связанных с древними мифами, и иногда прошедших через массу новых усвоений («Антигона» Жана Ануя – сюжет тот же, но косметика, кофе…). С другой стороны мифологический сюжет может стать частью текста не специально. Например, Гарсиа Маркес «100 лет одиночества» - мотив потопа, мотив первородного греха – за сердце Урсулы соревновались 2 молодых человека. Хосе Аркадио убивает соперника. Живут почти в раю, в Мокондо. С другой стороны Урсула и Хосе Аркадио близкие родственники и она боится вступать с ним в любовную связь, т. к.думает, что родится уродливый ребёнок. Смерть приходит вместе с девочкой, которая приносит кости предков в мешочке. У всех безумие, потеря памяти. Эсхатологический мотив – конец мира – цыган, который привозил невиданные мысли, оставляет книгу. Сказано, что её прочтёт последний в роду Буэнди, и в конце буря сметает Мокондо с лица земли, а читал обо всём, что было раньше.
В 20-е гг во Франции появляется ещё одна модификация модернизма – Дадаизм. Это молодые поэты Луи Арагон, Поль Элюар. Слово от фр. dada - так французские младенцы называют лошадок. Смысл дадаизма в том, что начинаю с нового листа. Отрицается предшествующий опыт. Новая литература рождается из нерациональных, интуитивных форм. Формально отказались от знаков препинания (Казнить нельзя помиловать). Каждый читает их стихи в той интонации, которая ближе читателю. Отменили заглавные буквы в начале стихов. У Поля Элюара появляется стихотворение, которое можно было принимать за любовное, не зная названия. Оказалось, что это гимн противостояния Франции фашистам.
Произведения, связанные с особой ветвью философии – Экзистенциализм (to existe – существовать) – философия существования. Философия существования восходит к учению Киркигора. Он утверждал, что человеку дано в жизни только одно – его собственное существование. Все люди разные, разобщены. Опыт ни одного из них не совпадает с опытом другого. Солипсисты – люди, уверенные в том, что весь мир сводится к собственному я.
В 20 веке экзистенциализм имел 2 ветви: немецкий и французский (Жан Поль Сартр трагедия «Мухи» и Альберт Комю «Миф и Сизифе»). Казалось бы, то, что для древнего грека самое страшное наказание, для молодого человека это сознательный выбор. Сизиф сам выбирает этот труд, он одинок, и в этом выборе осуществляет своё я. Это выбор обречённого, но не сдающегося, был созвучен современникам Комю.
В трагедии «Мухи» Арестя, который в месть за отца уничтожает мать, преследуется богинями мщения. У Сартра это рои мух. Здесь опять вопрос о человеческом выборе. Проблема чувства и долга (ярче в произведениях Комю «Посторонние», романе «Чума»).