Небольшой по времени, но один из самых напряженных периодов в жизни страны, а соответственно — и литературы. Чем не удовлетворяют характеристики отечественной литературы этого времени? Казалось бы, все соответствует истине — отмечена самоотверженность и подвиг литераторов, разделивших судьбу народа, сражавшихся на фронтах и поддерживавших своими произведениями стойкость и волю к сопротивлению, вдохновлявших на мужественные поступки. Во всех учебниках и учебных пособиях подчеркнуто то духовное единство деятелей литературы и всего народа, которое характерно для времени суровых испытаний.
Может быть, достаточно из этой характеристики изъять обязательно присутствующую в ней партию как вдохновителя и организатора всех побед, и все станет на свои места? Однако простым вычитанием ничего не решить.
Новые знания о политических и военных событиях, новые сведения о начале войны и ее ходе, новая информация и оценка результатов войны не отменяют и никогда не изменят того, что война принесла страдания народу, что народ русский защищал свое отечество, свой дом, защищал своей кровью и заплатил за победу огромную цену. Другое дело, что в сегодняшнем восприятии художественной и очерковой литературы мы должны учитывать ряд моментов, вносящих коррекцию и в общие оценки, и в частные характеристики. Та правда войны, которая была представлена в литературе и так же безоговорочно воспринималась, не могла быть полной правдой, и не только по недостатку информации у авторов. Ее строгая дозировка, а кроме того, многочисленные табу на темы — об отступлении, об оккупации, о пленных и др.— создавали заведомо усеченную или неверную картину. Для фронтовой печати — а именно она была основным местом публикации не только заметок, но и стихов, пьес, повестей — сверху спускались указания и о содержании, и о жанрах, и о репертуаре печатных рубрик. Шел процесс, по словам Е. Добренко, «макетирования массового сознания». В военной литературе происходило «резкое спрямление цветового центра», мир из простого становился предельно простым. Метод двухцветного письма позволял давать противнику любые оценки. Нельзя не согласиться с исследователем, что особенно грубо и прямолинейно осуществлялось изображение врага.
Мы привыкли к характеристике Отечественной войны как освободительной, имеющей благородные и гуманные цели. Именно писатели, участвовавшие в войне и продолжающие до сих пор создавать произведения о тех страшных и кровавых событиях, позволяют нам осознать, что война и гуманизм — понятия несовместимые, убийство человека, даже если он фашист, не облагораживает, а наносит непоправимые психологические травмы. Обращаясь сегодня к произведениям, созданным в период войны, мы с особой ясностью видим, как литература учила ненависти, мести. «Наука ненависти» — не просто название очерка М. Шолохова, но смысл большей части статей, очерков, призывов. «Убей его!» — опять-таки не только вынесенный в заглавие стихотворения К. Симонова лозунг, но идейный пафос литературы, призванной вести в бой.
Современная проза о войне — произведения В. Астафьева, В. Быкова, В. Кондратьева, размышления и анализ современных исследователей Л. Лазарева, А. Бочарова, Е. Добренко помогают переосмыслить содержание понятий «подвиг», «предательство», несколько иначе отнестись к «эротике насилия», которая заполняла, к примеру, произведения А. Толстого и В. Василевской.
При изучении литературы периода войны основными источниками остаются сами тексты. На протяжении многих лет, особенно к юбилейным майским датам, издавались поэтические и прозаические сборники. Среди них трехтомник «В редакцию не вернулись» (1972—1973), «Строка, оборванная пулей» (1985), «Слова, пришедшие из боя» (1980) и др. Кроме того, в собраниях сочинений К. Симонова, А. Толстого, Б. Горбатова, О. Бергольц, И. Эренбурга один из томов, как правило, отведен произведениям, созданным во время войны. Дополнительные материалы можно получить и в 78-м томе «Литературного наследства» («Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны»). Понимание особенностей труда писателя во фронтовой печати дают книги главного редактора газеты «Красная звезда» Д. Ортенберга. Они включают воспоминания и документы, анализ собственной редакторской деятельности и характеристику материалов, взятых из подшивок газеты далеких 40-х годов.
Во всех жанрах литературы военного времени звучали общие мотивы: идея защиты отечества, ненависть к врагу; поэтизация подвига — особенно в начале войны; отказ от романтизации с тем, чтобы показать войну как тяжкий труд — как правило, в последние годы войны. Естественно, что названные мотивы, в первую очередь, нашли отражение в поэзии и публицистике. Сегодня имеет смысл обращаться к тем произведениям, которые пережили испытание временем, подкупают искренностью, сознанием общности поэта с народом. Таковы «Мужество» А. Ахматовой, «Февральский дневник» О. Берггольц, стихи молодых погибших поэтов.
Остается одним из ярких поэтических произведений о народном характере поэма А. Твардовского о Теркине. «Поэма была моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю»,— характеризовал ее автор. В силу того, что главное в ней — человеческое в облике героя, мы и сегодня чувствуем ее лирику, юмор, эпичность общей картины.
Осмысливая поэзию военных лет, современный исследователь М. Пьяных называет ее лидерами А. Твардовского и О. Берггольц. Боль и беда народа стали у них личной трагедией поэта. Слова любви звучали не лозунгом и декларацией, а клятвой в верности, проверенной на пороге смерти.
Во время войны было организовано несколько дискуссий о литературе — о советской поэзии, об образе советского офицера, о ленинградской теме. Материал дискуссий и статьи тех лет, посвященные задачам, успехам и недостаткам литературы, настолько идеологичны и штампы в них «забивают» малейшее проявление индивидуальной мысли, что сегодня вряд ли стоит к ним обращаться. Современному читателю легко отделить вещи, написанные на заказ, и произведения, созданные кровью сердца. К первым относится, например, пьеса А. Корнейчука «Фронт» с плакатно-примитивным изображением генералов-полководцев. Ко вторым — повести В. Гроссмана «Народ бессмертен», А. Бека «Волоколамское шоссе», В. Овечкина «С фронтовым приветом» с искренним стремлением создать правдивую картину войны и портреты ее рядовых участников.
Наибольший интерес представляют произведения о войне тех писателей, которые подтвердили свою независимость от политической конъюнктуры и в последующие годы, а читатель узнал уже в посмертных публикациях их произведения, раскрывающие противоречия народа и власти, системы и человеческой индивидуальности, которые звучали, пусть не так откровенно, и в книгах военных лет.
В 1989 году вышел сборник В. Гроссмана «Годы войны», в который включены его записные книжки 40-х годов. Эти записки, как сказано автором публикации, «дают возможность узнать честную „деловую" правду о войне, ее светлых и черных, горьких и радостных, трагических и сдобренных солдатской шуткой страницах».
Среди книг о блокадном Ленинграде выделяются «Записки блокадного человека» Л. Гинзбург, вышедшие недавно, а созданные под живым впечатлением от поединка со смертью в осажденном городе. «Ну, а нужно ли писать? А вот нужно ли еще писать? — как бы и к нам обращен вопрос-раздумье автора.— Или один только и есть поступок — на фронт. Драться с немцами... Прочее от лукавого». Рассказ Л. Гинзбург о голодных очередях, о вдруг ушедшем чувстве страха, об особенном ленинградском спокойствии делает сегодняшнего читателя участником тех страшных 900 дней.
Книги воспоминаний, написанные позднее, привлекают документами, письмами, дополняющими наше знание уже не столько о произведениях, сколько о писателях военных лет. К примеру, в книгу А. Борщаговского «Записки баловня судьбы» (1991) включены «дружеские» письма Сталина А. Корнейчуку, советы по поводу пьес, рассказ о поведении в ряде ситуаций А. Фадеева.
Невозможность говорить открыто, тем более публиковать произведения, в которых выражались какие бы то ни было сомнения и критика в адрес руководства, не могли исключить дневников, записок, писавшихся тайно, «впрок». Последние годы восполнили и этот пробел в нашем представлении об уровне осмысления поэтами, писателями событий военного времени. Одна из последних публикаций — «Зарубки памяти» из книги «Записки о войне» Б. Слуцкого.
История литературы об Отечественной войне, очевидно, будет корректироваться по мере публикаций из писательских архивов.