По количественному признаку можно выделить следующие Коллизии законов:
1) коллизия двух правовых систем;
2) коллизия норм двух государств, одно из которых имеет несколько правовых систем.
Коллизия двух правовых систем - это более массовое явление, чем второй вид коллизии законов. Она разрешается на основе применения коллизионных или материально-правовых норм МЧП по общим правилам МЧП.
Второй вид коллизий законов является более редким и менее свойственным отношениям, регулируемым МЧП. Поэтому данные коллизии получили отдельную, своеобразную регламентацию. Так, в российских нормах вопрос регулирования данного вида коллизий решен в ч. 3 ГК РФ.
Наличие в государстве нескольких правовых систем создает некоторое неудобство для контрагента.
Вместе с тем такая ситуация более удобна для законодателя государства - обладателя нескольких правовых систем. В процессе законотворчества может быть создана система норм, в большей степени защищающая интересы данного государства. К тому же данная ситуация в стране удобна и для системы правоприменителей - начиная с государственных органов (исполнительных, судебных) и заканчивая физическими лицами - гражданами данной страны.
Так что наряду с общеизвестной проблемой простой коллизии законов в МЧП существует и более редкая коллизия норм двух государств, одно из которых имеет несколько правовых систем.
Первоначальной причиной применения права другого государства, очевидно, было просто наличие данного права и отнесение его по своей природе к другой правовой системе, которая несколько иначе проводила закрепление регулирования тех же институтов, а также других, не известных правовой системе другого государства. Другой причиной было понимание теоретиков и практиков права того, что к субъектам МЧП не может быть в полной мере применено национальное законодательство, так как необходимо учитывать их правовой статус по национальному праву.
Одновременно учитывались собственные внутренние интересы государства. Поэтому иностранным субъектам предоставляется обычно неполный объем прав в сравнении с гражданами и юридическими лицами данного государства. Это обусловлено возможностью злоупотребления своими правами данными субъектами иностранного права.