Перевозка грузов
Перевозка грузов осуществляется, как известно, автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским, речным транспортом. Самым экономичным считается железнодорожный, но при трансконтинентальных перевозках и даже иногда на одном континенте весь путь от отправителя до получателя на железнодорожном транспорте товар перевезти не получается. Вторым по выгодности считается водный, т. е. морской или речной, транспорт. Правда, в настоящее время речной транспорт утратил свое былое значение, а морской является одним из лидеров по объему перевозок. Воздушный транспорт позволяет в несколько раз сократить время, затрачиваемое на перевозку груза, но этот выигрыш во времени компенсируется стоимостью транспортировки.
Перевозка морским транспортом
Отношения по перевозке морским транспортом регулируются, в частности, Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего Бей, 10 декабря 1982 г.).
Прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу иностранных судов через территориальное море. Прибрежное государство не должно предъявлять к иностранным судам требования, которые на практике сводятся к лишению их права мирного прохода или нарушению этого права и др.
Перевозка авиатранспортом
Одним из актов, регламентирующих перевозку воздушным транспортом, является Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.).
Каждое воздушное судно, занятое в международной навигации, должно иметь на борту следующие документы:
А) свидетельство о его регистрации;
Б) удостоверение о его годности к полетам и др.
Вышеупомянутая Конвенция закрепляет, что военное снаряжение или военные материалы не могут перевозиться на территорию или над территорией государства на воздушных судах, занятых в международной навигации, кроме как с разрешения такого государства.
Смешанная перевозка
Под смешанной перевозкой понимается перевозка одной партии товара от отправителя к получателю разными видами транспорта.
Когда грузы принимаются оператором смешанной перевозки в свое ведение, он должен выдать документ смешанной перевозки, который по выбору грузоотправителя может быть оборотным или необоротным.