16.Психоаналитическая модель клинической психологии

Глубинная психология начала свой путь развития с психоанализа Фрейда, который разработал свою собственную, отличную от традиционной, методологию, основанную на выявлении особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами. Фрейд предложил своеобразную психологическую технику — метод свободных ассоциаций. Целью метода было возвращение в сознание вытесненных представлений и переживаний, которые могли быть причиной невротических расстройств или аномального поведения пациента. Фрейд тщательно занимался самоанализом и многие его теоретические рассуждения основывались на собственных невротических расстройствах. Он предпринял работу по самоанализу, чтобы лучше постичь себя и понять своих пациентов. Основным средством самоанализа Фрейд считал анализ сновидений и в 1900 г. обобщил свой опыт в книге «Толкование сновидений», которая и сегодня считается одной из главных его работ. В 1901 г. Фрейд опубликовал книгу «Психопатология обыденной жизни», где высказал предположение о том, что бессознательные идеи, конкурируя между собой за прорыв в сознание, оказывают существенное влияние на мысли, поступки и действия человека, изменяя их. В 1902 г. к Фрейду обратилась группа студентов, в том числе Адлер и Юнг, с просьбой руководить еженедельным семинаром по проблемам психоанализа. Так возникла психоаналитическая школа Фрейда, которая создала основные теоретические предпосылки для формирования одного из трех доминирующих направлений современной психологии и психотерапии — динамического направления, объединяющего в себе большое число теорий, опирающихся на концепцию бессознательного. Фрейд стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики человека.

В 1911 г. из-за теоретических расхождений Фрейдовское общество покидает один из любимых учеников Фрейда Адлер — основатель индивидуальной психологии. В 1914 г. от Фрейда отошел и швейцарский психиатр Юнг, которого он считал своим духовным сыном и наследником психоаналитической школы. Юнг разработал собственную аналитическую психологию.

Помимо индивидуальной психологии Адлера и аналитической психологии Юнга психоанализ Фрейда явился истоком для обширного течения в психологии, возникшего в 30-х гг. XX в. — неопсихоанализа. Его крупнейшими представителями стали Хорни, разработавшая характерологический анализ, Фромм с его гуманистической психоаналитической теорией, Салливан, создавший интерперсональную теорию психиатрии, Эриксон — автор психосоциальной концепции. Период создания этих теорий охватывает десятилетия как до Второй мировой войны, так и после нее. Глубинная психология проникла не только в психиатрию и психологию, но и в литературу и искусство, культурологию, антропологию и социологию.

В России интерес к глубинной психологии сопровождался клинической проверкой гипотез Фрейда; она имела как своих сторонников, так и противников. Российские ученые встретили идеи Фрейда о ведущем значении в происхождении неврозов (F40-F48) сексуальных переживаний со спокойным интересом.

Критические замечания в адрес психоанализа касались лишь односторонности взглядов Фрейда, игнорирования им других факторов в происхождении неврозов, помимо сексуальности. Практически каждая публикация Фрейда отражалась в реферативных обзорах на страницах «Журнала невропатологии и психиатрии». Большинство крупных работ было переведено на русский язык и издано отдельными книгами. Вопросам психоанализа особое внимание уделяли такие русские врачи и ученые, как Осипов, Вырубов, Асатиани, Вульф, Розенталь, Лурия, Лившиц и др.

После Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны в Советской России еще продолжалось изучение психоанализа. Были наивные попытки объединения психоанализа с марксизмом, носившие общее название фрейдомарксизма (Лурия, Фридман). После того как марксизм-ленинизм в СССР стал единственной теорией, фрейдизм, как и бихевиоризм и другие психологические концепции, были подвергнуты жесткой критике и запрещены, как пропаганда буржуазной идеологии. В 20-е годы в нашей стране активно издавались научные труды зарубежных психологов: Фрейда, Адлера, Келера, Коффки, Торндайка, Пиаже, Кречмера, во вступительных статьях к которым отечественными учеными давалась обстоятельная характеристика их теорий и методов. Продолжались и устанавливались новые личные контакты советских психологов с зарубежными. Представители советской психологии активно участвовали в международных конгрессах и симпозиумах. Бурно развивалась прикладная психология, особенно психотехника и педология. К 1923 г. в стране насчитывалось 13 научных институтов, занятых изучением проблемы труда, большое количество педологических лабораторий. С 1928 г. начал выходить журнал «Психология, педология и психотехника», где публиковались результаты исследований, проводимых в нашей стране. Активно развивалась психодиагностика. Так, при московском отделении ВИЭМ в патопсихологической лаборатории под руководством Выготского, Биренбаум и Зейгарник исследовалась психология умственной отсталости. Патопсихологические исследования разрабатывались в Психоневрологическом институте под руководством Бехтерева, а затем Мясищева.

Психоаналитическая модель клинической психологии.

Рассматривается как метамодель.

З. Фрейд, Шарко, Брейер (гипноз). Лечили прежде всего истерический невроз.

Основные постулаты психоаналитической модели:

За симптомами скрывается причина болезни.

Причины могут быть и не биологического плана (м. б. психосоциальными).

Топографическая модель личности (Сверх-Я – Я – Оно; сз – предсз - бсз).

Существует некоторая психическая энергия, существование психического детерминизма, принцип реальности.

Психические явления детерминированы, обусловлены какими-то причинами. Все психические явления нужно сводить к каким-либо причинам. Благодаря принципу реальности → согласование побудительных импульсов.

З. Фрейд исходил из понимания психических расстройств (истерического невроза) из органической модели («невроз - болезнь»).

З. Фрейд заимствовал концепцию симптомов из органической модели. Поиск причин болезни, стоящих за симптоиами.

Симптоматика истерических неврозов – причины:

Психические травмы;

Бессознательные сексуальные конфликты.

Т. е., причина интрапсихическая (травма, конфликт).

Допущение о мультидетерминации симптомов (1 симптом м. б. вызван различными причинами).

Симптом ↔ причина (линейный детерминизм).

Двигался к психосоциальной модели, пытаясь обосновать, как психосоциальные и культурные условия влияют на возникновение конкретных психических расстройств.

Психосоматическая медицина – на позиции З. Ф. (влияние психосоциальных и культурных факторов).

Естественно-научный аспект очень сильно выражен в допущениях З. Ф. (обращается к неврологии, физиологии → переносит на психическое).

Топографическая модель – и на физиологические, и на психические процессы.

Шеррингтон: рассматривал структурно-уровневую организацию нервной деятельности человека.

Заимствование З. Фрейдом идеи взаимосвязи между онтогенетическим и филогенетическим. Введение в категориальный аппарат понятия Е (энергии) – (Ест-науч. аспект).

Психическая Е – врожденные побудители, инстинкты, связанные с определенными аффектами. Сбалансированное состояние (если Е не сильно давит на «Я», на либидо → принцип удовольствия). Разбалансированное состояние (Е поднимается вверх, внутреннее напряжение растет, борьба → конфликт → неудовольствие).

Психическое по З. Ф. полностью детерминировано. Всему психическому можно найти объяснение в физиологическом.

Психологический аспект: выступает в виде противопоставления бессознательного предсознательному. Психологическое содержание – принцип вытеснения.

Психогенетический принцип: в поведении взрослого – основания психических расстройств нужно искать в детстве (момент фиксации (катектирование) на определенной стадии развития).

Теория психического конфликта: столкновение противоположных внутренних требований внутри субъекта. Конфликт приводит к поиску каких-либо психологических защит, которые могут являться неадекватными, псевдоадекватными, временно адекватными. Любой ПЗМ не м. б. вечным! (и физиологический тоже #t0С).

Антропологический аспект:

Представление о чке – имеет биологическую ориентацию (ЧК мало отличается от жных, ЧК направляется инстинктами); с др. стороны – социально-психологическая ориентация – «Оно» конфликтует с «Суперэго» → противоречивое представление о сути чка.

Редукционизм.

Методология психоанализа – какими методами познавать психическую реальность. Дуализм в методическом плане. Герменевтический метод – метод интерпретации. Пытается воспользоваться методами естественно-научного подхода. Цель понимания: расшифровка способов действия, поведения человека. Исследование (!) отдельного (!) случая – добываются научные знания → психоаналитический метод.

Герменевтический метод;

Метод свободных ассоциаций.

В психоанализе идет разработка одного случая – попытка его понять – что скрывается за ассоциациями?

Эмпирическое психологическое исследование считается незначимым, иррелевантным для психоанализа;

Эмпирические данные не являются необходимыми, т. к. клинические данные достаточно очевидны и убедительны;

Эмпирическое исследование представляется ошибочным для применения в психоанализе, п. ч. в психоанализе – отдельный случай.

Сильные и слабые стороны метода: глубинная герменевтика (открывает скрытые, глубинные слои). Все остальные методы психологического исследования отвергаются:

Любое другое исследование считается иррелевантным для психоаналитической теории (несущественным).

Эмпирические данные не являются необходимыми, т. к. все, что дает психоаналитический метод – дает исчерпывающе, не требует подтверждения.

Эмпирическое исследование представляет ошибочные данные, т. к. не попадает в рамки психоаналитической концепции, т. к. стремится к массовому исследованию, статистике.

Ограниченное объективирование и проверка полученных данных. Продуцируются ожидаемые высказывания.

Критика: критикуется герменевтический метод. Ограниченность герменевтического подхода: герменевтика, единственный случай.

Раппопорт: метод, теория и док-ва неразрывно связаны друг с другом (→замкнутый круг, а надо бы проверять и другими способами).

Оценивать психоанализ м. только с позиции тех критериев, которые сам психоанализ и предлагает → замкнутость модели (а школа д. б. открытой!).

Психоаналитическая = психодинамическая.

Определенный случай - # случай Анны О., маленького Ганса.

Казуометрия - ! проблема верификации.