21.Организация и основные принципы психологического исследования в клинике

Основные принципы построения клинико-психологич. эксперимента (КПЭ)

Токарский: Э - искусственно созданное изменение условий набл. с целью опред. отнош.. между явлением и условиями его воз. Принципы КПЭ: включенность как наблюдателя, так и испытуемого; в нем моделируется деятельность; он рассматривается как функциональная проба; в его процессе осущ. взаимод. психолог - пациент; никогда не м. б. стандартизован (это творческий процесс); он предполагает наличие методик, обращенных к различным уровням реализации психической деятельности. Дилемма: качественная vs. количественная оценка успешности деятельности испытуемого. Качественный анализ касается ошибок, а не продуктивности и позволяет понять почему или как? Количественный - для оценки эффективности лечения.

Цель клинико-психологического исследования - дать психологическую оценку личностной или поведенческой проблемы (психического расстройства) для последующего принятия решения о способах оказания профессиональной помощи.

Основными задачами Проведения клинико-психологического исследования являются:

- Дифференциальная диагностика нарушений психической деятельности;

- Анализ структуры и установление степени психических нарушений;

- Определение уровня психического развития пациента, характеристик его/ее личности;

- Оценка динамики психических нарушений во времени;

- решение экспертных задач.

Организация и основные принципы психологического исследования в клинике.

Современная КП располагает большим арсеналом методов исследования. Большей частью эти Методы заимствованы из Общей псиХологии, часть из них создана в КП как собственно клинико-психологические приемы. Условно все методы психологии могут быть разделены на нестандартизированные и стандартизированные. Нестандартизированные методы, представленные прежде всего набором так называемых патопсихологических методик (Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, Поляков), отличаются «прицельностью», направленностью на определенные виды психической патологии, и выбор их осуществляется индивидуально для конкретного испытуемого. Создаются эти методики для изучения конкретных видов нарушения психической деятельности. В условиях психологического эксперимента они избирательно используются для выявления особенностей психических процессов в соответствии с поставленной задачей, в частности дифференциальной диагностики.

Психологическое заключение основывается при этом не столько на учете конечного результата (эффекта) деятельности больного, сколько на качественном, содержательном анализе способов деятельности, характерных особенностей самого процесса выполнения работы в целом, а не отдельных заданий. Важными являются учет отношения больного к исследованию, зависимость формы предъявления задания от состояния испытуемого и уровня его развития. Лишь при таком построении эксперимента может быть в полной мере реализовано требование к психологическому исследованию — выявление и сопоставление структуры как измененных, так и оставшихся сохранными форм психической деятельности. Проведение психологического эксперимента, построенного на отмеченных выше принципах, требует особенно высокой квалификации клинического психолога.

Согласно Платонову, для медицинской (клинической) психологии наибольшее значение имеют сходные с представленными выше принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, рефлекторный, историзма, развития, структурности, личностного подхода.

Принцип развития. В клинической психологии этот принцип может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств в их прямом (развитие болезни) и обратном (ремиссия, выздоровление) развитии. Специфическим является особая категория — патологическое развитие личности.

Принцип структурности. В философии под структурой понимают единство элементов, их связей и целостности. В общей психологии изучают структуры сознания, деятельности, личности и др. Павлов привел такое определение метода структурного анализа: «Метод изучения системы человека тот же, как и всякой другой системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение частей, изучение соотношения с окружающей средой и понимание на основании всего этого ее общей работы и управления ею, если это в средствах человека». Задачей клинической психологии является приведение в единую систему частных структур различных психопатологических явлений и согласование ее с общей структурой здоровой и больной личности.

Принцип личностного подхода. В клинической психологии личностный подход означает отношение к пациенту или исследуемому человеку как к целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных особенностей. Следует различать личностный и индивидуальный подходы. Последний — это учет конкретных особенностей, присущих данному человеку в данных условиях. Он может реализоваться как личностный подход или как изучение отдельно взятых индивидуально-психологических или соматических качеств.

Организация исследования: методик много. Они все м. б. использованы в исследовании – критерии валидности, надежности, достоверности, д. б. устойчивы к искаженной личности больного. Исследование 1 ч-ка – 8-9 проб (6-7 экспериментов) подбирается из богатого арсенала психолога на основании ряда Признаков:

Цель исследования (чего хотят исследовать – н-р, мышление, личность). Предполагает однократное или многократное исследование. Уровень развития самого человека (уровень культуры, образования, его опыт). Особенности контакта с испытуемым (доступность контакта, зрение, слух).

Проведение исследования

Этапы:

Подготовительный:

- врач формулирует запрос-заявку (обследование психолога)

- психолог уточняет запрос, детали в разговоре с доктором

- психолог знакомится с историями болезни (иногда не дают): анамнез, воздействия, вредности, детали течения заболеваний, смотрит психический статус, рез-ты лабораторных иссл-ий

- психолог уточняет задачу и подбирает методики, их очередность

Беседа – предварительный разговор, включенный в исслед-ие.

М. спрашивать ФИО, социальное положение, профессия, «где ты находишься», «где ты живешь» (память, уровень элементарных знаний), «почему ты здесь» (оценка болезненности своего состояния), оценка себя, своих качеств, своих состояний, увлечения, хобби → культурный уровень чка.

Выполнение диагностических заданий

- дача инструкций

- дача заданий, ведение протокола

Анализ данных (очень сложный процесс) И подготовка заключений.

Патопсихологическое исследование включает в себя следующие компоненты:

- беседа с больным;

- эксперимент (тестирование);

- изучение истории болезни;

- наблюдение за поведением во время исследования;

- анализ полученных результатов;

- оформление заключения.