22. Санкт-Петербургская (Ленинградская) школа клинической психологии и ее вклад

Значительный вклад в развитие КП внесла «ленинградская школа», в основании которой стояли В. М.Бехтерев, затем В. Н.Мясищев, которую сохранили и развили их ученики: М. М.Кабанов, Б. Д.Карвасарский, Л. И.Вассерман и благодаря которым была создана и функционирует до сих пор проблемная комиссия «Медицинская психология» РАМН (с 1985 года Г. В.Залевский является ее членом).

В 1907 г. Бехтерев организовал Психоневрологический институт, на базе которого была создана сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе и первый в России Педологический институт. Это позволило Бехтереву связать практические и теоретические исследования, что было особенно необходимо в тот период, период формирования экспериментальной психологии в России. Развитие экспериментального подхода, его глубокое изучение и освоение в процессе профессиональной подготовки психологов выявили особенности и преимущества ленинградской школы, на фоне которой оказали несомненно большое влияние идеи Бехтерева Владимира Михайловича. В 1918 г. - им был создан институт по изучению мозга и психологии деятельности. Бехтерев работал в области невропатологии и психиатрии. Им были исследованы многочисленные симптомы, относящиеся к патологии чувствительности, в ряде работ делается попытка теоретического осмысления природы гипноза. Для диагностики и повышения эффективности лечения широко использовал эксперимент. Работа этих институтов продолжалась и после революции, причем в 20-е годы были созданы лаборатории индивидуальной и генетической рефлексологии, которые возглавили ученики Бехтерева – В. Н. Мясищев и Н. М. Щелованов.

В. Н. Осипова и В. Н. Мясищев одними из первых попытались дать классификацию трудных детей, исходя из их личностных особенностей, под которыми они понимали не только индивидуальные черты, но и тип воспитания в семье. Подчеркивая важность семьи и типа семейного воспитания для анализа причин появления трудностей и их коррекции, В. Н. Мясищев совместно с П. Г. Бельским провели классификацию типов семей и определили виды коррекционной работы с детьми и родителями. При этом В. Н Мясищев, как и П. П. Блонский, был одним из тех, кто начал изучение трудных детей в условиях педагогического процесса. В трудах учеников и сотрудников Бехтерева – Б. Г. Ананьева (1907 - 1972) и В. Н. Мясищева (1893 - 1973) закладывались основы комплексного исследования человека, его психофизической природы, его отношений с миром. Возглавляя в 20-е годы лабораторию индивидуальной рефлексологии, Мясищев открыл важные закономерности становления индивидуального стиля деятельности, выделили и описал несколько типов личности. Он доказывал, что психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психологии. Во время ВОВ Мясищев возглавил цикл анатомо-физиологических исследований микроструктурных изменений головного мозга, изучая последствия мозговых травм и ранений, их связь с нарушениями психической деятельности. Не прекращались и его исследования психологии личности. Мясищевым был предложен новый подход, названный им Психологией отношений. При этом отношения понимались как сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности. Такой целостный подход к личности, по мнению Мясищева, обеспечивал динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта. В последних работах Мясищев развивал важную мысль о том, что настоящее, превращаясь постоянно в прошлое, в опыт, одновременно становится потенциалом будущего поведения личности.

Б. Г. Ананьев (1907 - 1972) – выдающийся ученый психолог, педагог и организатор науки. В качестве аспиранта начал свою деятельность в области психологии в институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. Автор фундаментальных научных работ по теории психологии, по проблемам общей и педагогической психологии. По праву считается основателем и руководителем ленинградской, теперь санкт-петербургской, психологической школы, в которой были воплощены многие бехтеровские идеи. Воспитал талантливых ученых. Инициатор создания факультета психологии в Ленинградском (Санкт-Петербургском) государственном университете. Ананьев также выступал за целостный подход к проблемам психики, отразившийся в его исследованиях системного характера чувственного познания, прежде всего в исследованиях восприятия пространства и времени. На основе анализа методологии и истории развития психологии он доказывал необходимость комплексного изучения психики, разрабатывал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. В основу его программы была положена идея об индивидуальности как системе, интегрирующей разноуровневые свойства индивида, личности и субъекта. Комплексный подход позволил ему пересмотреть исследования детского развития, включив их в общую картину целостного жизненного цикла человека. Взаимовлиянием онтогенетического и биографического развития объясняются, по его мнению, многие закономерности психического становления. Он также одним из первых начал изучение проблем зрелости и старения. В исследованиях, проводимых Ананьевым и его коллегами, были получены данные о гетерохронности и неравномерности психического развития, особенностях протекания психических процессов в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии в нашей стране.

Опубликовал труды по:

- Психологии чувственного познания;

- Психологии воли;

- Психологии характера;

- Нейропсихологической регуляции;

- Половому диморфизму;

- Психологической эволюции человека.

В 1927 г. Ананьев был принят в лабораторию рефлексологии детства Института мозга, а в 1929 г. стал аспирантом этого института. В те годы Бехтерев и его последователи развивали комплексный подход к изучению мозга и его деятельности. Идея комплексности была воспринята Ананьевым и стала принципом его научных исканий, проявившись затем в системном подходе в психологии. В начале 30-х гг. он отошел от рефлексологии. Им были высказаны теоретические положения об опосредовании фило - и онтогенеза человека социогенезом. В это же время Ананньев проводит исследования развития темперамента, характера и способностей школьников и социально психологических отношений учащихся в классе под влиянием педагогической оценки. На основе полученных данных он опубликовал свою первую монографию – «Психология педагогической оценки»; подготовлена рукопись «Экспериментальное изучение школьников» и позднее, в 1941 г. издана книга «Воспитание характера школьника». С точки зрения Ананьева, характер – это единство жизненной направленности и образа действий человека. Он образуется через переход внешних отношений во внутренние черты Þ Основа структуры характера – коммуникативные черты. В декабре 1941 г. Ананьев эвакуировался из блокированного Ленинграда в Казань. Здесь, а затем в Тбилиси он работал в госпиталях, где психологическими методами восстанавливалось нервно-психическое здоровье бойцов. В 1944 г. Ананьева пригласили в Ленинградский университет для руководства вновь созданным отделением и кафедрой психологии. В университете возникла самостоятельная психологическая школа Б. Г.Ананьева, основанная на его оригинальной концептуальной системе. Эта система – более личностное образование, нежели научная программа. Она содержит в себе результаты конкретных научных исследований ученого, плоды его философских размышлений, жизненных обобщений.

В 1959 г. Б. Ф. Ломовым была образована первая в стране лаборатория инженерной психологии (лаборатория индустриальной психологии). Б. Ф. Ломов (1927 - 1989) – выдающийся исследователь, педагог и организатор науки. Автор фундаментальных работ по теории и практики психологии, по проблемам инженерной и экспериментальной психологии. Организатор первой отечественной лаборатории инженерной психологии, кафедры эргономики и инженерной психологии. Лаборатория под руководством Б. Ф. Ломова проделала огромную работу по становлению инженерной психологии как психологической дисциплины. Были проведены фундаментальные исследования по проблемам обработки информации человеком-оператором, надежности деятельности, разработаны принципы учета человеческого фактора при проектировании различных автоматизированных систем управления и многие другие. Инженерно-психологические исследования активизировали экспериментальную психологию. Лаборатория стала общепризнанным центром инженерной психологии, объединяющим практически все возникшие лаборатории и научные группы этого направления по всей стране. Многие психологи и инженеры прошли переподготовку в лаборатории. Ежегодно лабораторией проводились конференции, симпозиумы, семинары. Она обеспечивала публикацию инженерно-психологических материалов, объем которых вряд ли был намного меньше, чем по всем остальным направлениям психологии. В стране началась подготовка специалистов по инженерной психологии, стала формироваться инженерно-психологическая служба. В целом роль лаборатории

Становление инженерной и социальной психологии, расширение поля практического приложения и повышение уровня психологических исследований показали значимость психологической науки для жизни и деятельности общества. Естественно, должна была возникнуть и возникла проблема психологических кадров, без решения которой психология не могла выйти на качественно новый уровень.

Открытие в 1966 г. Факультетов психологии в Московском и Ленинградском государственных университетах создавало реальные предпосылки для развития психологии как самостоятельной науки. Далее последовало включение психологии в официальный классификатор наук, создание Института психологии АН СССР, расширение системы подготовки психологических кадров, расширение психологической подготовки специалистов разных специальностей и т. п.

Еще один конкретный пример поворота психологии к нуждам практики. Идут интенсивные поиски, обеспечивающие коррекцию нарушений речи, мышления и сознания путем обращения к возможностям психологии. Психолог осуществляет столь необходимую для реабилитации больных точную диагностику их психического состояния, в частности, обеспечивая научно обоснованную профилактику нарушений личностного развития людей, входящих в группу риска. Психология, занимающаяся отклонениями от психической нормы и ее вариантами. (Б. Д. Карвасарский, В. В. Кришталь, И. С. Кон, Б. И. Лубовский, В. Н. Шкловский) – нейропсихология, основателем которой был Лурия А. Р. и психоневрология – обретают собственное место и собственную проблематику, а тем самым и возрастающий авторитет в сфере медицины, свой предмет и методы его изучения.

Отличия московской и ленинградской школ:

Московская

Ленинградская

Положение об историко-материалистическом подходе, носящем название в психологии "теория деятельности"

Отличает стремление к экспериментам и фактам комплексного исследования, а не рассуждениям

Исходный метод - метод анализа предметной деятельности (Леонтьев)

В 1970 г. впервые после длительного перерыва в ЛГУ возврат к применению тестов

В центре внимания - личность

В центре внимания - человек в его многообразии, с его потенциалом