26. Томская школа клинической психологи и ее вклад

В 1947 году на историко-филологическом факультете ТГУ была открыта специализация по психологии (в рамках отделения русского языка, логики и психологии). Просуществовала она не долго. Затем была создана общеуниверситетская кафедра педагогики и психологии, на которую стали приглашать профессиональных психологов - выпускников Санкт-Петербургского и Московского университетов. Начало этому процессу положили Лидия Георгиевна и Валерий Николаевич Сагатовские, руководившие соответственно кафедрой педагогики и психологии и социологической лабораторией. Сотрудничество социологов, философов и психологов в программах разработки систем управления социальными процессами в 70-е гг подготовило почву для создания в 80-х гг. Лаборатории социальной психологии и Психологической службы.

Всего за этот период было приглашено 9 выпускников факультетов психологии из ЛГУ и МГУ. М. А. Холодная, выпускница первого набора факультета психологии ЛГУ в 70-е гг. возглавила кафедру. Сейчас ведущий научный сотрудник Института психологии РАН профессор М. А. Холодная - один из самых крупных специалистов по психологии интеллекта.

После ее отъезда из Томска кафедру педагогики и психологии возглавил Кабрин Валерий Иванович. В 80-х годах кафедра интенсифицирует освоение активных методов обучения, социально-психологических тренингов и учебных ролевых игр на основе концепций творческой коммуникации. В 1986 году была проведена всероссийская научно-практическая конференция, издан совместно с Л. В. Комаровской (с 1997 года заведующей кафедрой педагогики факультета Психологии) Библиографический справочник с комментариями по развивающим формам и методам обучения.

В 1991 году начинается формирование системы активной психологической подготовки управленцев и социальных работников, а затем и профессиональных психологов с помощью специалистов Института психологии РАН и Санкт-Петербургского университета; оформление Лаборатории развития образовательных систем, создание оригинальных экспериментальных площадок: "Университетская начальная школа" и учебно-научно-производственный Центр "Преображение" стимулировали создание объединяющей гуманистический, личностно, коммуникативно ориентированной методологии и парадигмы, получившей название "психологический универсум образования". Все это и стало "критической массой" формирования в 1997 году факультета психологии.

В ноябре 1998 года Ученый Совет университета утвердил Открытие Кафедры социальной и гуманистической психологии и Кафедры генетической и клинической психологии, обеспечивающих основные блоки учебного плана факультета и определяющих перспективу развития основных специализаций и научных специальностей. Существовавшая на факультете школа гуманистической и социальной психологии В. И. Кабрина усилилась с появлением научной школы Г. В. Залевского, которая занимается вопросами клинической и генетической психологии. Таким образом, на факультете психологии ТГУ произошла интеграция высококлассных специалистов, что закономерно для классического университета с присущей только ему возможностью связью науки и образования.

Поддерживается классическая университетская традиция издания специальных монографических исследований по разрабатываемой научной проблематике, с 1995 года издается "Сибирский психологический журнал (главный редактор доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Г. В. Залевский), являющийся единственным психологическим научным журналом в регионе.

ТШКП возглавляет профессор Г. В.Залевский, единственный за Уралом доктор наук по медицинской психологии, руководивший в течение многих лет лабораторией патопсихологии в НИИ ПЗ. В настоящее время он руководит кафедрой генетической и клинической психологии ТГУ, ставшей базой для УМО Министерства образования в плане курирования научно-исследовательской и учебно-практической деятельности в регионе в области КП.

Развитие томской психологической школы

Успехи томских психологов и психотерапевтов были признаны недавно на 29-м Международном конгрессе Европейской ассоциации когнитивно-поведенческой терапии в Дрездене (Германия). Томских ученых на нем представлял профессор ТГУ Генрих Залевский, председатель Сибирской ассоциации когнитивно-поведенческой терапии. Он выступил с докладом о развитии этого направления психотерапии в регионе, международном сотрудничестве и результатах собственных многолетних исследований.

Сообщение профессора из Томска было с большим интересом заслушано участниками конгресса, на котором присутствовали представители не только европейских стран, но и Северной и Южной Америки, Японии, Китая. По словам Г. Залевского, "особенно ценным было не только собственное выступление и слушание других докладчиков и лекторов, но и личные контакты с ведущими специалистами мира -- теоретиками и практиками в области поведенческой и когнитивной психотерапии". Профессору Г. Залевскому удалось договориться о долговременном сотрудничестве ТГУ с основателем когнитивной психотерапии профессором А. Беком (США), авторами фундаментальных трудов по когнитивно-поведенческой терапии -- профессорами М. Граве (Швейцария), А. Марграфом (Германия) и др.

Как уже сообщалось, город Томск является центром и координатором региональной программы по развитию когнитивно-поведенческой психотерапии. Недавно в Томске закончился двухгодичный цикл медиаторных семинаров-тренингов, проведенных профессором Залевским совместно с немецким коллегой доктором Петером Шюлером. Главная идея семинаров состояла в том, что школьным психологам надо научиться сотрудничать с учителями, после чего педагоги смогут выступить "медиаторами" -- посредниками между психологами и учениками.

Следующий конгресс Европейской ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии планируется провести в Гранаде (Испания). На нем будет апробирован конкретный томский опыт по фиксированным формам поведения. Спецкурс по когнитивной психотерапии в нынешнем году откроется уже на факультете психологии ТГУ.