Ускорение процесса формирования новой самостоятельной специальности было обусловлено взаимодействием ряда факторов.
Один из них – возрастание потребности в оказании психологической помощи населению, а именно – коррекция поведения, мобилизация внутренних ресурсов и усиление адаптационных возможностей, с целью нормализации психического здоровья.
Психическое здоровье представляет собой узловую точку взаимодействия человека и общества. ВОЗ: «Здоровье - не только отсутствие болезней, но состояние физического, социального и духовного благополучия». (Ю. Ф.Поляков «Новая специальность – клиническая психология», СПЖ, в.10)
История развития КП представляет собой «извилистый» путь, поскольку изначально расположилась между медициной и психологией, неся в себе тем самым междисциплинарный характер. Считается также, что точкой отсчета зарождения КП явился гиппократовский призыв «лечить не болезнь, но больного».
К предпосылкам развития КП автор известного учебника «КП» Lothar R. Schmidt (1978) относит значительные успехи в последней четверти 19-го столетия психофизиологии и психофизики, связанные с именами Вундта, Гельмгольца, Вебера и Фехнера. Но первый труд по клинической/медицинской психологии появился значительно раньше, написанный в 1852 году Lotze. Развитие КП начинается прежде всего в рамках психометрических и психодинамических традиций. Психометрическая традиция связана с именами Френсиса Гальтона, Джеймса МакКиин Кеттелла и Альфреда Бине, которые первыми разработали и предложили использовать для оценки индивидуальных различий тесты. Психометрическая традиция нашла свое продолжение и в последующие годы, усилившись особенно во время двух мировых войн – первой и второй. Использовались методы диагностики и психологической помощи. По некоторым данным бывшие военные психологи после войны начали практиковать в клинических рамках и использовать клинический метод в три раза больше и чаще, чем до войны. Нечто подобное случилось и с отечественными – советскими психологами, хотя не в таком массовом порядке. Благодаря труду единиц – Б. В.Зейгарник, А. Р.Лурия – была оказана существенная помощь раненым. Результатом их работы в клиниках и госпиталях после войны было рождение таких составных частей К(медицинской)П как: патопсихология и нейропсихология.
Динамическая традиция в психологии связана с именами членов так называемой «Бостонской группы», которая провозгласила «новую психологию», - William James, G. Stanley Hall, в Европе – с именами Wilhem Wundt и его ученика – психиатра Emil Kraepelin (Германия), Josef Breuer, Sigmund Freud (Австрия) Karl G. Yung (Швейцария), Charcot, Pier Janet (Франция), Н. Н.Ланге, В. М.Бехтерев (Россия).
В конце 19 и начале 20 веков имели место две тенденции, которые вместе взятые, несомненно, характеризовали процесс развития и клинической психологии: открытие психологических лабораторий в больницах и клиниках, прежде всего психиатрических (Э. Крепелин, С. С.Корсаков и др.), с одной стороны, и открытие психологических клиник, с другой. Так, первой подобной психологической клиникой была клиника, открытая Lightner Witmer при Пеннсильванском университете в 1906 году. Уитмер был первым, кто заговорил о «психологической клинике», о «клинической психологии» и о «клиническом методе в психологии» (1907). Он начал выпускать журнал «Психологическая клиника», в котором обсуждались вопросы, очень инновационные по тем временам. В психологической клинике Уитмера уделялось большое внимание вопросам связи физических дефектов и неврологических условий с проблемами поведения; связи физических дефектов, как слепота и глухота, с дефектами ментальными и др. Почти через 15 лет подобную клинику при университете в г. Айова открывает C. E.Seashore. В 1927 году при Гарвардском университете была открыта психологическая клиника Morton Prince. Как в пределах психологических клиник, так и за их пределами растет число клинических психологов и сфер ими охватываемых. В рамках проблем ментальной гигиены, прежде всего в США, начали открываться клиники, которые названы были как «клиники сопровождения детей». Клинический психолог входил в штат таких клиник вместе с психиатром и социальным работником. С 20-х годов этого столетия психологи начали работать и в открываемых в США «ментальных госпиталях». David Shakow (1948) много сделал для налаживания диалога между психологией и психиатрией. В отечественные психиатрические больницы первые психологи пришли лишь в 60-е годы, которые чаще всего были просто представителями гуманитарных профессий и не имели специального образования. Область тестирования интеллекта относилась к тем областям, где КП в то время была наиболее продвинута. В связи с этим была заметна довольно большая активность психологов в работе с умственно отсталыми детьми. Это направление работы психологов достаточно сильно культивировалось и в бывшем Советском Союзе, значительно позже в рамках деятельности тогдашнего Института дефектологии АПН (сегодня Институт коррекционной педагогики РАО) (Л. В.Знаков, Ж. И.Шиф, В. И.Лубовский). Уже в 30-е и 40-е годы 20 века стал заметен рост числа психологов, проявлявших интерес к терапии. В это же время начал свою деятельность и Carl Rogers (1951).
КП и академическая психология оказывали друг на друга заметное влияние, формируя симбиотические отношения. Придавали жизненные силы и оказывали всяческое влияние на КП и другие науки, прежде всего медицинские (психиатрия). Если в 30-е годы, в связи с доминированием идеи превенции, предоминировали в ориентации и характеристиках КП понятия «ребенок», «психологический» и «институциональный». Несколько позже – в 50-е годы акценты сместились. С 40-ых годов одной из проблем КП стала также «концепция профессии психолога вообще и клинического психолога в частности».
Сегодняшнее состояние КП отражает во многом ее прошлое – «извилистый путь ее развития» и явно незавершенность ее развития, начиная от терминологического аппарата (ее названия) и кончая содержанием, проблемной модели клинического психолога, системной подготовки (кто говорит и как долго), а также юридическими вопросами (права, ответственность, психотерапия и т. д.).
Несомненные заслуги в развитии отечественной К (мед.)П наряду с «московской школой» (основатели: А. Р.Лурия, Б. В.Зейгарник; Ю. Ф.Поляков, Е. Д.Хомская, Л. С.Цветкова, В. В.Николаева, Б. С.Братусь, В. В.Лебединский и др. (МГУ)), значительный вклад внесла и «ленинградская школа» (в основании: В. М.Бехтерев, В. Н.Мясищев; М. М.Кабанов, Б. Д.Карвасарский, Л. И.Вассерман – благодаря которым функционирует до сих пор проблемная комиссия «Медицинская психология» РАМН (с 1985 года Г. В.Залевский является ее членом)). Также заметный вклад в теорию и практику КП (мед-кой, патологической) внесли украинские психологи В. М.Блейхер и Л. Ф.Бурлачук, грузинские психологи и психиатры И. Т.Бжалава, В. Г.Норакидзе и др., а также группа психологов (Москвы, Ярославля, Томска) во главе с профессором М. С.Роговиным.
В настоящее время область психологических знаний, которую все еще обозначают терминами «КП», «мед-кая психология», «патопсихология», «аномальная психология» и др., переживает новый период своего развития, особенно в нашей стране, что связано с появлением огромного числа психотехнологий, построенных на совершенно разных методолого-методических основаниях (в разных парадигмах), а нередко возникших совершенно интуитивно, из чистой эмпирии. Но появление – это зов времени и результат ее востребованности в связи с ростом социальной напряженности, дезадаптационных тенденций, невротизации общества и т. д.
В силу своего пограничного – между психологией и медициной – положения, имеются некоторые трудности: трудность в определении самой КП – ее предмета, отсюда и ее названия (клиническая, медицинская, патологическая или еще как). (Г. В.Залевский «К истории, состоянию и проблемам современной клинической психологии», СПЖ, в.10)