Существенная задача Закона – охрана интересов граждан, обращающихся за психотерапевтической помощью. Из-за нечеткого определения понятий психотерапии, ее методов, форм и др. вопросов, в этой области велико число неподготовленных и плохо подготовленных специалистов, а также альтернативных целителей, манипулирующих сознанием страдающих людей.
Законопроект создан на основе концепции развития психотерапевтической помощи, разрабатывающейся Федеральным научно-методическим центром по психотерапии и медицинской психологии Минздрава России и Российской Психотерапевтической Ассоциацией.
В настоящее время не существует единого общепринятого научного определения психотерапии, авторы законопроекта исходили из того, что действие Закона будет распространяться на все методы, формы психотерапии и научные теории, которые реализуются на практике.
1-ый раздел: общие принципы оказания психотерапевтической помощи, ее содержание и пути оказания. Подчеркивается добровольность участия в психотерапии и ее конфиденциальность, а также важность заключения психотерапевтического контракта (вид, характер, продолжительность). Перед началом психотерапии психотерапевт (врач, психолог и другие) и пациент должны будут заключить контракт о предстоящей психотерапии.
2-ой раздел: виды психотерапевтической помощи, формы ее финансирования. Рассмотрение психотерапии как медицинской специальности, но медицинский характер психотерапии не означает, что психотерапию может проводить только врач. Психотерапия сможет оказываться в виде врачебной психотерапии врачом-психотерапевтом и неврачебной психотерапией, которую могут получить право проводить две категории специалистов – клинический (медицинский) психолог и специалист по социальной работе, прошедшие в соответствии с данным законопроектом специальное обучение и при выполнении ряда дополнительных условий.
3-ий раздел: особенности работы учреждений, оказывающих психотерапевтическую помощь, права и обязанности специалистов, занимающихся психотерапевтической деятельностью. Психотерапевтическая деятельность реализуется в качестве самостоятельной медицинской специальности с последующим включением ее в число научных дисциплин, по которым ВАК РФ присуждает ученые степени. В случае принятия Закона (2002) психотерапия будет представлена тремя группами специалистов: врач-психотерапевт, клинический психолог-психотерапевт, специалист по социальной работе-психотерапевт. Условия допуска к профессии: психотерапию может проводить лишь психически здоровый человек. Изложены принципы сертификации и лицензирования в психотерапии. В результате несоблюдения этических норм может быть прекращено право на психотерапевтическую деятельность. В оказании психотерапевтической помощи может принимать участие помощник (ассистент) врача-психотерапевта.
4-ый раздел: подготовка всех субъектов психотерапевтической деятельности. Требования к стандарту подготовки врачей-психотерапевтов: общая продолжительность подготовки увеличивается до 1200 часов (с 700 часов), предусматривается теоретическая подготовка, практическая подготовка (в нее входит супервизия – 500 часов на все), тренинги (предусматривается личный тренинг). Структура подготовки клинических психологов-психотерапевтов и специалистов по социальной работе-психотерапевтов та же, что и для врачей психотерапевтов, но увеличивается продолжительность практической работы в клинике. После окончания обучения сдается экзамен, после чего выдаются сертификаты специалистов.
5-ый раздел: виды и особенности оказания психотерапевтической помощи. Психотерапия представляется в качестве врачебной (оказываемой врачом-психотерапевтом) и неврачебной (оказываемой клиническим психологом-психотерапевтом, специалистом по социальной работе-психотерапевтом). Один из главных принципов организации медицинской помощи – преемственность в работе различных специалистов.
6-ой раздел: механизмы обеспечения контроля за качеством различных видов психотерапевтической помощи. Осуществляется Общероссийскими профессиональными психотерапевтическими, медицинскими ассоциациями. Они выполняют две функции: 1) сертификация в области психотерапии через специальные комиссии на базе образовательных учреждений; 2) оценка этических норм этическими комиссиями.