Психологию здоровья можно определить в узком и широком смысле.
Узкое определение: частная психологическая дисциплина, занимающаяся «(1) профилактикой и охраной здоровья, (2) предотвращением болезней, (3) выявлением форм поведения, повышающих риск заболеваний, (4) совершенствованием системы здравоохранения».
Центральное место занимают охрана здоровья и профилактика, поэтому психологию ЗД трудно отграничить от КП, т. к. предметом последней является профилактика, а также в какой-то мере охрана ЗД.
Широкое определение: «научный и Педагогический вклад психологии в (1) профилактику и охрану здоровья, (2) предотвращение и лечение болезней, (3) выявление форм поведения, повышающих риск заболеваний, (4) Постановку диагноза и выявление причин нарушения здоровья, (5) Реабилитацию, (6) совершенствование системы здравоохранения».
Понятие психологии ЗД можно сопоставить как с КП, так и с поведенческой медициной, и в этом случае ПЗД не представляется специфической отдельной областью.
Программы последипломного обучения КП в США показывают, что американские ученые относят поведенческую медицину и ПЗД к сфере КП. В последнее время в ПЗД делают акцент на профилактике, ориентированной на модели ЗД, что позволит этой области в скором времени стать отдельной специальностью.
Психология здоровья еще только обретает в отечественной психологии черты новой и самостоятельной области научного знания (Никифоров Г. С.).
Психология здоровья – наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития (Никифоров Г. С.).
Обобщенное определение здоровья дают эксперты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ): здоровье – это отсутствие психических, физических дефектов, а также полное физическое, душевное и социальное благополучие. Выделяют, как правило, три основных признака здоровья:
Структурная и функциональная сохранность систем и органов человека
Индивидуальная приспособленность к физической и общественной среде
Сохранность привычного самочувствия
Объектом психологии здоровья является, с известной долей условности, «здоровая», а не «больная» личность, «нормальная», а не «патологическая» личность.
Одной из сложных проблем в психологии и медицине считается определение нормы и патологии. Общепринятой, всесторонне удовлетворяющей концепции нет. Можно лишь выделить структуру, состоящую из трех групп концепций:
Панпсихиатрическая
Антипсихиатрическая
Клиническая
Основной тезис первой концепции: «все люди психически ненормальны и все страдают психопатологическими состояниями. Нормальных людей вообще не существует, каждый человек не норма, а отклонение от нее». Доказательством этого тезиса служит характеристика современного общества, в которую входят такие особенности, как отчужденность от себя, других, мира вообще, конфликтность, снижение социальной поддержки, преступность, войны, угроза глобального самоуничтожения.
Основная идея антипсихиатрической концепции – отрицание правомерности самой постановки вопроса о психической норм и патологии. По мнению антипсихиатров, все люди психически нормальны, патологии вообще не существует. Негативные отношения между людьми также нормальны, ибо такова природа людей. Таким образом, в их понимании психиатрия – это лженаука, служащая средством подавления нестандартных личностей. Психически больные люди рассматриваются ими в качестве жертвы плохого, патогенного общества, которое признает сумасшедшим того, кто не соглашается с предписаниями религии и государства. Они требуют отмены больничных порядков, и даже отмены самого термина «психиатрия». В настоящее время наблюдается тенденция к резкому снижению подобных взглядов.
Своеобразным синтезом этих двух крайних точек зрения выступает клиническая группа концепций, дифференцирующая психическую норму и патологию
Таким образом, теоретическим обоснованием психического здоровья является понимание психического здоровья как способности к постоянному развитию и обогащению личности. Иными словами, психическое здоровье рассматривается не просто как отсутствие недостатков, а как присутствие определенного ряда достоинств в структуре личности (Никифоров Г. С., 2000).
Задача психологии здоровья: Психология здоровья как научно-практическое направление призвано экологично расширять возможности восприятия и адаптивного поведения человека в его жизненной среде. Расширение рамок сознания неизбежно приводит к пониманию человеком его невостребованных способностей, которые могут побудить жить настолько полно, насколько позволяет присущий ему не до конца осознанный и безмерный потенциал психики, ориентируясь на принципы гуманистического движения в психологии, выбирает путь «от жизни к идеалу», изучается идеальное в реальном.
Цель психологии здоровья не может быть принципиально определена (в силу того, что определять, значит, установит границы, вместить в какие-то рамки), ибо процесс всестороннего совершенствования человека можно только направлять, устанавливая границы самого «русла» течения бесконечного обновления человека, познающего и сотворяющего себя.
Психология здоровья в своем развитии опирается на Холистический подход в науке о человеке, чем подчеркивает гармоничное развитие всех составляющих человека. Реализация такого подхода может идти через раскрытие потенциалов человека.
Попутной Задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психологической, социальной и соматической составляющей здоровья. В таком случае само здоровье можно рассматривать в качестве оптимальной предпосылки (условий) для выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач, что является основой понимания, поиска смысла жизни, в конечном счете, самоосуществления человека на Земле.
Психология здоровья – синтез психологии и валеологии.
Валеология является наукой об индивидуальном здоровье человека; комплексная дисциплина, направленная на сохранение и упрочение здоровья человека, использующая индивидуальные методы и технологии для достижения и сохранения здоровья и решения проблем жизнедеятельности человека, которые базируются на теоретических концепциях (парадигмах) его природы, сущности и смысла жизни.
Можно выделить следующие направления исследований в области психологии здоровья:
Роль психических факторов в сохранении, укреплении и развитии здоровья;
Внутренняя картина здоровья;
Методы психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности;
Обучение здоровью.