22. Предпринимательство и прибыль

В 18 в. ЭТо понятие ассоцииРОвалось с понятием "собственник". А. Смит характеризовал предпринимателя, как собственника, идуЩЕго на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует, организует про-во, распоряжается результатами Про-ва. Позднее, когда в хоЗ. жизни происходит отделение капитала-ФУнкции от капитала-собственности, понятие "Предпр" не совпадает с понятием "собственник" трактуется гораздо шире. Современная западнаЯ Литература также рассматривает "П" как экономическое организационное творчество, свободное Проявление Инициативы, новаторства, готовности к риску ради получения прибыЛИ. В законе РСФСР "0 предприятиях и предпр. деятеЛЬности" "П" трактуется как инициативная самостоятельная Деят-сть Граждан и их обЪЕдинений, направленная на получение прибыли и осуЩЕствляемая на их риск и под их ИмущественнуЮ ответственность. Развитие предпринимательства предполагает наличие ряда условий:

1.предпринимательское Хоз-во означает наличие субъекта определенной совокупности свобод и прав по выбору вида Хоз-ой деятельности, по ФОрмированию Произв-ой программы, по выбору источника ФИнансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукЦИи, установлениИ на нее Цен, рапоряжениЮ прибылью.

2. Предпр-ство означает наличие прав собственности на средства производства, произведенный продукт и доход.

3.Необходимы: определенная экономическая среда и социально-политический климат, которые бы реально обеспечивали, а не просто декларировали самоуправление, свободу хозяйственного выбора, возможность инвестирования дохода. Говоря ШИре - необходим рыночно конкурентный режим хозяйствования.

4. Свободное ПРЕдпринимательство предполагает многообразие форм, ВИдов и типов собственности, а сЛЕдовательно и присвоения (КОллективная, государственная, индивидуально-частная, частно-корпоративная).

Экономическая среда предпринимательства состоит из: экономической обстановки, политической ситуаЦИи, правовой среды, Физической географической среды, институциональной организационно-технической среды, вклЮЧая всЮ совокупность институтов от рекламных агентств до банков

Прибыль - чистый доход предприятия, т. е. часть общей выручки, полученной от реализации продукции или услуг, которая остается после вычета из нее всех затрат на производство. В экономической практике принято выделять:

1)балансовую (общая) прибыль, полученную от всех видов хозяйственной деятельности с учетом внереализационных доходов и потерь. Балансовая прибыль - это общая выручка за вычетом внешних издержек. Внешние или явные издержки - платежи поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.

2)экономическая прибыль - разность между полученной выручкой и экономическими издержками (внешними и внутренними).

Прибыль от реализации продукции определяется как разница между стоимостью произведенной продукции в оптовых ценах предприятия и ее полной себестоимостью. Расчетная прибыль - часть прибыли, которая остается после выплаты платежей в бюджет и банки и вышестоящие органы.

Снижение издержек производства и обращения повышает прибыль предприятия. Издержки обращения - затраты, связанные с доведением продукции до потребителя. Производительные - транспорт, хранение, подработка, чистые - затраты, обусловленные сменой форм стоимости - оплата продавцов, кассиров и др. Издержки производства - материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация.

Основными факторами, определяющими величину прибыли и уровень рентабельности является выбор наиболее эффективных методов производства, обеспечивающих снижение материалоемкости и трудоемкости производства, и осуществление режима экономии во всех звеньях производства, а также снижение издержек, экономия ресурсов, ускорение оборачиваемости.

Рентабельность показатель экономической эффективности производства, характеризующий соотношение дохода и затрат за определенный период времени. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам.