Экономика вопросы к экзамену

46. Экономическая роль государства в рыночной экономике

Основные функции гос-ва в рыночной экономике

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями о общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи:

- стимулирование экономического роста;

- регулирование занятости;

- поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональных структурах;

- поддержка экспорта и т. д.

Важна роль ГРЭ в бывших соц. странах, при переходе от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия соц. экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдельном будущем.

Основные объекты ГРЭ:

- экономический цикл;

- секторная, отраслевая и региональная структуры хозяйства;

- условия накопления капитала;

- занятость;

- денежное обращение;

- платежный баланс;

- цены;

- НИОКР;

- условия конкуренции;

- социальные отношения, включая отношения между работодателем и работниками по найму, а также социальное обеспечение;

- подготовка и переподготовка кадров;

- окружающая среда;

- внешнеэкономические связи.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост з/платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы сократить перепроизводство товаров и перенакопление капитала и таким образом уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Цели ГРЭ:

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Средства государственного регулирования экономики:

1.Административные. Не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.

2.Экономические средства ГРЭ, подразделяют на:

1)Средства денежно-кредитной политики:

- регулирование учетной ставки;

- установление и изменение размеров минимальных резервов;

- операции государственных учреждений на рынке ЦБ, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

2)Средства бюджетной политики: это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов является налоги. Изменение налоговых систем, налоговые скидки, ускоренное амортизационное списание основного капитала, льготы при реализации скрытых резервов.

Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование. От составления чрезвычайных и целевых программ осуществляется переход к государственному среднесрочному общеэкономическому программированию.

47. Современные методы государственного регулирования экономики

ГРЭ — система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

ГРЭ непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные методы, которые и образуют инструменталии ГРЭ.

Выбор инструментов ГРЭ характера и механизма их использования не должно быть случайным, а определяется наиболее оптимально выбранной стратегией и путями развития экономики. Более того, набор инструментов государственного воздействия может быть одним и тем же в разных странах, но здесь имеет место политическая, экономическая и социальная специфика, различные цели и задачи особенно в краткосрочном периоде.

Методы государственного регулирования

Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику.

Прямое воздействие предполагает использование административных методов.

Косвенное — только экономических методов.

Особенности административных методов:

Они не связаны с созданием доп материальных стимулов для их реализации

Базируются на силе и авторитете государственной власти

Включают меры запрета, разрешения и принуждения

Предусматривают организацию управления предприятиями, государственного сектора экономики, государственной собственности.

Экономические методы:

Государственное, экономическое прогнозирование. Оно основано на результатах анализа реальной ситуации в экономике и в его процессе исследуются различные варианты развития социально-экономической системы и формируется экономическая политика государства.

Государственное экономическое программирование. Экономические программы формируют цели развития, определяют материальные, финансовые средства реализации целей.

Объекты программ — отрасли, регионы, сферы НЭ и т. д.

Бюджетно-налоговое регулирование. Оно представляет собой одни из наиболее эффективных способов государственного регулирования экономики. Масштабы государственного бюджета создают реальные возможности влияния на социально-экономические процессы.

Налоги являются источником доходной части бюджета, то следует совершенствовать налоговую систему. Необходимо также усиление роли бюджетно-налоговой системы для целей совершенствования бюджетного федерализма.

Совершенствование бюджетного федерализма связано с разграничением налоговых полномочий центра и регионов, рациональным использованием выравнивающих трансфертов.

ДКП. Она осуществляется Центробанком и должна быть направлена на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен.

В процессе реализации ДКП используются как методы прямого воздействия, так и косвенного воздействия.

К методам прямого воздействия относятся:

Целевое кредитование, которое выражается в существовании системы кредитно - финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам.

Установление «кредитных потолков» — ограничение объемов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности. прямой контроль за установлением уровня % ставок — это установление Центробанком ставки рефинансирования и нормы обязательных ресурсов.

Косвенные методы:

Регулирование минимальных резервных требований

Осуществление дисконтной политики

Купля-продажа иностранной валюты

Регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков

Изменение курса национальной валюты

Эмиссия денег в обращении в рамках определенных нормативов

Продажа-покупка государственных ценных бумаг

Инструмент воздействия на экономику через государственный сектор.

Государственный сектор как инструмент воздействия на основные социально-экономические процессы используется для решения следующих задач:

Выравнивание экономического цикла посредством обеспечения государственных инвестиций, государственных закупок, реконструкции предприятий инфраструктуры

Поддержка занятости на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест

Формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства посредством реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства.

Аккумуляция и перераспределение денежных средств на основе использования налоговой системы, операций на финансовом рынке с государственными пакетами акций, ценными бумагами в целях обеспечения доходов и расходов государственного бюджета

Развитие и подготовка научных кадров

Интенсификация внешней экономической деятельности с помощью государственной организации

48. Сущность и функции денег. количество денег в обращении

Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства. Это был объективный процесс.

(В результате этого из товарного мира выделился один товар, на который стали обмениваться все другие товары. Этот товар стал всеобщим эквивалентом. Когда всеобщий эквивалент срастается с одним товаром, он становится деньгами. Этот товар - золото.)

Русский экономист Зибер: "Д - это всеобщий эквивалент, товар, на который обмениваются другие товары, это всеобщее средство измерения стоимости всех других товаров."

Они стихийно выделились из массы товаров в результате развития товарообмена На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность - качества, сделавшие их наиболее пригодными к выполнению функции денег.

Монета - определенной формы, веса и достоинства металл.

Бумажные деньги: Банкнота - выпускается центральным банком страны; Казначейский билет - государственным казначейством.

Существуют наличные, безналичные деньги, денежные чеки, дорожные чеки, электронные деньги.

Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Функции денег:

* мера стоимости

* средство обращения;

* средство накопления;

* средство платежа;

* мировые деньги.

МЕРА СТОИМОСТИ. Стоимость товаров находит всеобщее выражение в деньгах, т. е. величина их стоимости определяется посредством приравнивания их к определенному количеству денег. Деньги служат всеобщим воплощением и мерилом стоимостей. Однако основой соизмеримости товаров являются не деньги а заключенный в них абстрактный, общественно необходимый труд, воплощением которого и выступают деньги.

Особенность функции денег как меры стоимости заключается в том, что ее выполняют идеальные, то есть мысленно представляемые деньги. Товары мысленно приравниваются к деньгам еще до их обмена. В тоже время данную функцию выполняют не условные знаки, а полноценные деньги, т. е. обладающие самостоятельной стоимостью.

Цена - денежное выражение стоимости товара.

Получившая денежное выражение стоимость товара проявляется в виде цены. Но так как различные товары обладают неодинаковой стоимостью, для их сопоставления нужно принять определенное количество денежного металла за единицу измерения, или за масштаб цен.

Масштаб цен - денежная единица с её делениями, в основу которой положено определенное количество денежного металла.

Масштаб цен - это весовое количество металла, принятое в стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех товаров.

СРЕДСТВО ОБРАЩЕНИЯ. В процессе товарного обращения, Т-Д-Т, деньги играют роль посредника в обмене товаров и выполняют функцию средства обращения.

По сравнению с обменом товара на товар, товарное обращение с использованием денег не требует:

Взаимного соответствия потребностей двух обменивающихся товаровладельцев;

Совпадения по времени актов продажи и купли;

Совпадения актов купли-продажи в пространстве.

С появлением денег возникает возможность разрыва между продажей и куплей.

Функцию денег как средства обращения выполняют реальные, а не идеальные деньги, не обязательно являющиеся полноценными. Являясь мимолетным посредником при актах купли-продажи, полноценные деньги могут быть заменены знаками стоимости. С развитием денежного обращения наряду с металлическими деньгами получили широкое распространение бумажные деньги.

СРЕДСТВО НАКОПЛЕНИЯ. Продажа товара без последующей покупки дает возможность накапливать богатство, воплощенное в деньгах. Деньги выступают в функции образования сокровищ, накоплений и сбережений, когда они временно извлекаются из обращения и оседают в руках товаропроизводителей.

Для выполнения функции сокровищ деньги должны быть одновременно и полноценными и реальными. Накопление денег необходимо для покупки оборудования, сырья, топлива, приобретения необходимых товаров для физических лиц.

Металлические деньги выполняли роль стихийного регулятора денежного обращения. При сокращении потребности в металлических деньгах часть их уходила в сокровище, а при увеличении - поступала в обращение.

СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА. Вследствие неодинаковой продолжительности периодов производства различных товаров, к моменту появления к/л товаропроизводителя на рынке, потенциальные покупатели могут не иметь наличных денег. Возникает необходимость купли-продажи в кредит. Средством обращения тогда служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства. При использовании в целях погашения долговых обязательств деньги выполняют функцию средства платежа.

Купля-продажа в кредит м. б. представлена: 1. О-Т; 2. Т-Д; 3. Д-О, где О - долговое обязательство. В функции средства платежа деньги выступают как завершающее звено в процессе обмена и как самостоятельное воплощение самой стоимости.

МИРОВЫЕ ДЕНЬГИ. Развитие международных политических и экономических связей (внешнеторговых, международных кредитных отношений, т. д.) обусловливает функционирование денег на мировом рынке. Мировые деньги выступают в виде слитков благородных металлов, а в условиях развитого капитализма - в виде слитков золота, т. к. неполноценные деньги, имеющие обращение внутри отдельной страны, на мировом рынке теряют силу.

Мировые деньги могут выполнять функции:

Международного платежного средства; международного покупательного средства; всеобщего воплощения общественного богатства.

По мере развития товарного обмена полноценные деньги превращаются в знаки стоимости. По мере развития денежной системы бумажные и кредитные деньги, функционирующие внутри страны и выполняющие функции средства обращения и платежа, перестают размениваться на золото. В международных торговых отношениях также валюты ведущих стран мира, и, в первую очередь, доллар США, стали функционировать как международное платежное, покупательное и резервное средство. Золотые запасы при этом выполняют роль ликвидных активов для получения резервных валют и др. Средств международных расчетов.

Отход от металлического базиса - одна сторона эволюции денег, другая - тенденция к сохранению сросшегося с золотом всеобщего эквивалента. Драгоценный метал продолжает играть роль денег в функции сокровища в качестве страхового фонда.

Сколько денег нужно для обращения:

К = (сумма цен товаров - продажа в кредит - взаимопогашаемые платежи + возврат кредита)/скорость оборота денежной единицы.

В России общая масса денег - 12% от ВНП

49. Банковская система. кредит

Кредит [kredo] - доверяю.

Ссудным капиталом называется капитал в денежной форме, предоставляемый в ссуду его собственниками на условиях возвратности за плату в виде процента. Движение этого капитала называется кредитом. Кредит - это движение стоимости на условиях возвратности.

Важные источники ссудного капитала:

1.Денежные средства, предназначенные для восстановления основного капитала и накапливаемые по мере перенесения его стоимости по частям на создаваемые товары в виде амортизации;

2.Часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением во времени продажи изготовленных товаров и покупки сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процесса производства;

3.Капитал, временно свободный в промежутках между поступлением денежных средств от реализации товаров и выплаты з/платы;

4.Предназначенная для капитализации стоимость, накапливаемая при расширенном воспроизводстве до определенной величины, зависящей от масштабов предприятий и их технического уровня;

5.Денежные доходы и сбережения частных лиц включая все общественные слои населения. Важным источником ссудного капитала являются денежные накопления государства.

Кредитная система представляет собой функциональную подсистему рыночного хозяйства, опосредствующую процессы формирования капитала в экономической системе и его движение между субъектами и секторами экономики.

Кредитные деньги - это бумажные знаки стоимости, возникшие взамен золота на основе кредита. Виды кредитных денег: вексель, банкноты и чек. Депозитные деньги -система специальных расчетов между банками на основе банковских вкладов путем переноса суммы с одного счета на другой.

Формы кредита:

1.Коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый одними предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием коммерческого кредита служит вексель. Простой вексель - вексельное обязательство, выдаваемое заемщиком на имя кредитора, с указанием места и времени выдачи долгового обязательства, суммы последнего, места и времени платежа. Переводной вексель (тратта) - письменный приказ одного лица другому об оплате определенной суммы третьему лицу или предъявителю. Объект переводного векселя - товарный капитал. Цель коммерческого кредита - ускорить реализацию товаров и заключенной в них прибыли.

2.Банковский кредит - предоставляется владельцами денежных средств, банками, специальными кредитными учреждениями заемщикам в виде денежных ссуд. Объект - денежный капитал. Цель - получение прибыли по ссудам (займам, кредитам).

3.Потребительский кредит - предоставляется частным лицам. Его объектами являются товары длительного пользования (мебель, автомобили, телевизор), разнообразные услуги.

4.Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых заемщиками или кредиторами выступают государство и местные органы власти.

5.Международный кредит - движение и функционирование ссудного капитала между странами

6.Ростовщически кредит - нет лицензии.

Функции кредита:

1.Перераспределительная, при его помощи свободные денежные капиталы и доходы аккумулируются и превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование.

2.Эмиссионная (частично замещая наличные деньги кредитными деньгами и ускорение обращения денег). Экономия издержек производства.

3.Контрольная функция - банк жестко контролирует этот кредит.

4.Ускорение НТП.

5.Обслуживание товарооборота.

Принципы кредита:

1.Срочность.

2.Принцип возвратности.

3.Платность - цена кредита зависит от спроса на кредит. Ссудный процент.

4.Целевой характер - предполагает будущую прибыль.

5.Материальная обеспеченность (т. е. залог имущества).

В России действует двухуровневая кредитная система: Центральный Банк - банковские институты и небанковские кредитные организации.

Банковская система, ее структура и функции.

Банковская система - одно из высших достижений экономической цивилизации.

В России функционирует двухуровневая банковская система.

1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. «Банк банков».

Функции Центрального Банка:

1.Денежная эмиссия.

2.Регулирование денежного обращения.

3.Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.

Денежная или банковская эмиссия - функция обеспечения потребности национальной экономики в наличных деньгах.

Основные задачи ЦБ:

Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.

Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика минимальных резервов.

2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят:

- собственно коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

- инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;

- ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества;

- сберегательные кассы и кредитные общества;

- страховые и пенсионные фонды.

В России 6 специализированных государственных банков:

1.Государственный Центральный Банк (Госбанк).

2.Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).

3.Банк агропромышленного комплекса (Агропромбанк).

4.Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).

5.Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк).

6.Банк внешенеэкономических связей (Внешэкономбанк).

50. Денежно-кредитная политика6 ее цели и основные инструменты

Кредит в условиях перехода России к рынку представляет собой форму движения ссудного капитала, т. е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Различают 2 понятия кредитной системы: 1)совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма); 2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные ср-ва и предоставляющих их в ссуду (институциональная форма). В первом аспекте кредитная система представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему во втором (институциональном) понимании. Ведущим звеном инст. структуры кредитной системы являются банки. Кредитная система более широкое и емкое понятие, чем банковская система. Банк - коммерч. учреждение, которое привлекает ден. средства юр. и физ. лиц и от своего имени размещает их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции. В России практически сформировалась двухуровневая банковская система: 1-ЦБР, 2 уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учрежд., осуществляющие отдельные банковские операции. ЦБР является главным банком государства, он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБР - экономически самостоятельное учрежд., он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Основными задачами ЦБР являются:

Регулирование ден. обращения, обеспечение устойчивости рубля, проведение единой ден.-кред. политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков. банков, надзор за деятельностью коммерч. б. и других кр. учрежд. осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. ЦБР осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики гос-ва путем установления норм обязательного резервирования коммерческими банками своих привлеченных ресурсов, уровня учетных ставок по кредитам коммерч. банкам, доведения до них экономических нормативов, проведение операций с ц/б. ЦБР осуществляет рефинансирование коммерч. б., предоставляя им краткосрочные кредиты и выступая кредитором последней инстанции. Второй уровень банковской системы - широкая сеть коммерч. б, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание, специальные банки (ипотечные - кредитующие под залог недвижимости, земельные - под залог земельных уч-ков, инвестиционные - осуществляющие операции по выпуску и размещению корпоративных ц/б. Особое место в кр. с. занимает Внешэкономбанк, преобразованный в банк по обслуживанию внешнего долга РФ, а также Банк реконструкции и развития, созданный гос-вом для финансирования правительственных целевых программ с использованием бюджетных ресурсов на выдачу льготных кредитов. Также вхо-дят союзы, ассоциации, консорциумы, специальные финансово-кредитные институты (кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды и др. Таким образом, в РФ постепенно форсируется кредитная система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рын. э.

51. Финансовая система и ее структура. понятие бюджета

Финансовая система - совокупность различных форм организации финансовых отношений.

Финансовая система включает в себя следующие основные финансовые институты: государственные финансы; финансы предприятий и организаций; финансовый рынок.

Финансы предприятий и организаций обеспечивают процесс формирования и использования доходов первичной производственной структуры, а также регулируют распределительные отношения на уровне микроэкономики.

Финансы государства обеспечивают формирование и использование государственных доходов и функционируют на основе создания различных централизованных фондов.

Состав государственных финансов: государственный бюджет; государственное социальное страхование; пенсионный фонд и фонд социального обеспечения; имущественное и личное страхование через государственные организации; государственный кредит;

Фонды целевого назначения.

Финансовый рынок представляет собой сферу функционирования разнообразных ценных бумаг, выпускаемых государством и предприятиями с целью привлечения?????????

Роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны.

Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:

Финансовое обеспечение (государственный бюджет);

Финансовое регулирование (система налогов).

2. Бюджетная политика осуществляется с помощью бюджетной системы.

Бюджетная система государства - совокупность всех бюджетов, созданных в государстве на различных уровнях государственных структур власти и управления.

Бюджетная система основывается на бюджетном устройстве, которое устанавливает:

Виды бюджетов; взаимоотношение бюджетов; разграничение доходов и расходов в бюджете; определяет принципы и основы построения бюджетных систем; законодательное осуществление и закрепление бюджетного права.

В основе бюджетной системы любой страны лежит административно-территориальное деление.

Бюджетная система включает в себя следующие виды бюджета: государственный бюджет; республиканские бюджеты; местный бюджет.

Бюджет (государственный) - система экономически распределенных отношений, которая охватывает все общество.

Бюджет имеет такие структуры: доходную; расходную.

Бюджетный дефицит - сложное экономическое явление. Оно свидетельствует о том, что страна хочет тратить больше, чем может.

Бюджетный дефицит не означает несбалансированности бюджета. Это означает только несоответствие постоянных собственных доходов государственного дохода его расходам.

52. Государственные расходы. мультипликатор гос-ых расходов. государственный долг

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемые для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

В случае, если валюта государства неконвертируема, различают два типа госдолга[1]:

Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ).

Внешний — задолженность государства другим странам и международным экономическим организациям. Погашается за счёт экспорта товаров.

Последствия накопления государственного долга

Переложение налогового бремени на будущие поколения.

Перераспределение доходов среди населения.

Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.

Последствия внутреннего долга для экономики менее тяжелы, так как экономические ресурсы перераспределяются внутри страны.

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %. Однако уже в 2007 году государственный долг Казахстана достиг 100% ВВП.

53. Фискальная политика государства

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения и получение валового национального продукта, способствующего ревальвации. Является основой финансовой политики.

Фискальная политика связана с денежно-кредитной политикой Центрального банка, регулирующей экономику за счёт изменения ставки налогообложения и объемов государственных расходов.

Изменения в налогово-бюджетной политике могут привести к таким изменениям, как перераспределение доходов и ресурсов, изменение уровня экономической активности.

54. Воспроизводство. экономический рост и его типы. источники и факторы экономического роста

Воспроизводство производительных сил это есть постоянное возобновление рабочей силы, средств производства и природных ресурсов.

Воспроизводство производственных отношений это есть воспроизводство социально-экономических форм производства и воспроизводство отношений между людьми.

Воспроизводство бывает простое и расширенное.

Простым воспроизводством является такое воспроизводство, когда размеры произведенного продукта и его качество остается низким из года в год.

Расширенное воспроизводство - это такое воспроизводство, когда размеры произведенного продукта и его качество из года в год возрастает и совершенствуется.

Расширенное воспроизводство воплощено в экономическом росте. Экономический рост - это динамика общественного продукта и факторов его производства. Бывает двух типов: экстенсивный и интенсивный.

При экстенсивном типе экономический рост достигается количественным увеличением факторов производства при сохранении прежней технологии производства.

При интенсивном типе экономический рост достигается путем качественного совершенствования факторов производства.

НТП и НТР обуславливают необходимость и возможность перехода к новому типу экономического роста.

Современный тип экономического роста - это развитие интенсификации производства на основе НТР.

Показатели современного типа экономического роста:

· повышение качества продукции;

· повышение производительности труда;

· ресурсосбережения, т. е. уменьшение удельного расхода ресурсов на единицу полезного эффекта;

· динамика фондоотдачи;

· снижение текущих затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции;

· интегрированный показатель нового типа экономического роста - рост эффективности общественного производства.

Общий показатель - высокие конечные результаты.

Экономические кризисы и циклический характер воспроизводства.

1.Воспроизводство общественного капитала носит циклический характер. Воспроизводственный цикл включает: кризис; депрессия; оживление; подъем.

Кризис характеризуется следующими чертами:

· падает производство;

· перепроизводство (перенакопление) промышленного капитала во всех его функциональных формах: товарная; денежная; производительная;

· банкротство промышленных и торговых предприятий, прежде всего средних и мелких;

· рост безработицы;

· снижение жизненного уровня.

Депрессия характеризуется следующими чертами:

· повышается степень эксплуатации;

· самовозрастает капитал медленно и постепенно;

· производство расширяется, но очень незначительно;

· постепенно рассасываются товарные запасы;

· инвестиционный капитал приспосабливается к новым ценовым пропорциям и новой структурной перестройке.

Оживление характеризуется следующими чертами:

Более или менее устойчивым расширением производства;

· повышается загрузка производственного аппарата;

· быстро увеличиваются прибыли.

Подъем характеризуется тем, что исходным пунктом циклического подъема считается восстановление докризисного уровня производственной активности:

· расширяется спрос на рабочую силу;

· рассасывается безработица;

· растет заработная плата;

· повышается платежеспособный спрос на предметы потребления;

· расширяется рынок для отраслей первого подразделения.

Материальной основой циклического воспроизводства является обновление основного капитала.

2. Теоретические и практические вопросы развития конъюнктуры????

Кондратьев открыл концепцию длинных волн общественного воспроизводства.

Эта концепция утверждает, что общественное воспроизводство развивается циклически.

Циклы бывают:

Большие (40-55 лет) - состоят из двух фаз или двух волн: повышательной; понижательной;

Малые (8-10 лет).

Кондратьев вычленил 2.5 больших цикла за 140 лет хозяйственной истории:

1) с 1787-1792 по 1810-1817 гг. - повышательная волна; с 1810-1817 по 1844-1851 гг. - понижательная волна;

2) с 1844-1851 по 1870-1875 гг. - повышательная волна; с 1870-1875 по 1890-1896 гг. - понижательная волна;

3) с 1890-1896 по 1914-1920 гг. - повышательная волна; с 1920 до 40-х гг. - понижательная волна;

4) с конца 40-х до начала 70-х гг. - повышательная волна; с 70-х гг. - все 80-е годы - понижательная волна.

Экономической основой длинных волн является так называемый технологический цикл, который характеризуется тем, что в течение приблизительно двух десятилетий перед началом повышательной фазы наблюдается оживление в сфере технических изобретений, а затем в годы хозяйственного подъема их широкое применение.

3.Современный цикл развития характеризуется тем, что кроме обычных циклических кризисов общего перепроизводства существуют так называемые структурные кризисы, которые не укладываются в рамки одного воспроизводственного цикла. Структурный кризис поражает спрос на продукцию, который растет медленнее, чем экономика в целом, а иногда и абсолютно сокращается. К таким отраслям относятся: черная и цветная металлургия; угольная промышленность.

К структурным кризисам относятся: энергетический кризис; сырьевой кризис

Страница 6 из 8« Первая...45678