Экономика вопросы к экзамену

64. Административно-камандная экономика и экономика рыночного типа

Экономика, основанная на общественной собственности на средства производства, централизованном планировании и директивном руководстве всеми сферами жизни общества. Главная черта административно командной экономики - господство государственной собственности практически над всеми экономическими ресурсами (земля, недра, предприятия, финансы и т. п.). Соответственно, народное хозяйствово представляется единой «фабрикой», а центральные планирующие органы решают, что, как и для кого производить, т. е. определяющим фактором является предложение товаров и услуг, а не спрос, как в рыночной системе. Такие условия неминуемо порождают монополию и бюрократию, что снижает стимулы к развитию. Однако у административно командной экономики есть и положительные моменты: развитие социальной сферы, свободный доступ к образованию, медицинскому обслуживанию и др. К странам с административно командной экономики относились бывшие социальстические страны, теперь - КНДР. Ядром административно командной экономики являлась экономика СССР. Она сложилась в нач. 30-х гг. XX в., ее образованию предшествовали два периода после Октябрьской революции: годы т. н. военного коммунизма в условиях интервенции и гражданской войны (1917-20) и период новой экономической политики (нэп, 1921-28). Для военного коммунизма была характерна система конфискаций, реквизиций, продовольственной разверстки («продразверстки») и запрета рыночной торговли. В период нэпа в СССР было 5 экономических укладов: социалистический, в который включались государственная собственность на землю, национализированные промышленные предприятия и банки, железнодорожный и водный (кроме лодочного) транспорт; мелкотоварный уклад, охватывающий многочисленных в то время зажиточных крестьян, именуемых середняками - они считались «центральной фигурой земледелия»; частнокапиталистический уклад, представленный хозяйствами крестьян-кулаков в деревне, частных торговцев, частных предпринимателей в мелкой и средней по объему промышленности; государственный капиталистический уклад в форме концессий, аренды, смешанных государственно-частных предприятий с долевым участием; патриархальный уклад, представленный крестьянами, производившими продукцию для личного и внутри-хозяйственного потребления, и редко прибегавшими к рынку. В годы нэпа продовольственный налог (продналог), сменивший жесткую продразверстку, оставлял часть произведенной продукции для реализации на рынке. Он имел дифференцированный характер в зависимости от имущественного положения крестьян. В 30-е гг. многоукладное хозяйство перестало существовать, рыночные элементы были полностью вытеснены. 1929 год вошел в историю советской экономики как «год великого перелома». Партийные и государственные органы провели «сплошную» коллективизацию деревни путем создания колхозов. Однако при этом были «ликвидированы как класс» кулаки и зажиточные крестьяне, чьи хозяйства имели высокую товарность. В результате начиная с 30-х гг. в структуре сельского хозяйства главенствовали колхозы - коллективные хозяйства, совхозы - имеющие государственный характер; МТС - машинно-тракторные станции, являвшиеся государственной собственностью (как и совхозы, они находились на хозяйственном расчете). Совхозы получали доход от сдачи своей продукции в фонд государственных заготовок. При выполнении плана заготовок они имели право реализовать сверхплановую продукцию на колхозном рынке по ценам, складывающимся на нем в зависимости от спроса и предложения. МТС при сверхплановой обработке земли получали право на дополнит, оплату в натуре и также реализовывали продукцию на рынке по свободным ценам. Процесс форсированной индустриализации страны, осуществленный в эти же годы, существенно изменил структуру ее экономики. Во-первых, в рамках всего народного хозяйства резко возросла доля производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления. В 1927/28 производство средств производства составило 49, а производство предметов потребления 51%; в 1937 соответственно 57 и 43%. Во-вторых, в том же направлении изменилось соотношение в рамках промети. В 1927/28 производство средств производства для тяжелой промышленности составляло 39,5, а для легкой - 60,5%, в 1937 - соответственно 57,8 и 42,2%. Введенные в 30-е гг. в эксплуатацию новые промышленные предприятия строились главным образом за счет государственного бюджета и являлись государственной собственностью. Поэтому процесс индустриализации сопровождался значительным ростом государственной собственности, которая именовалась социалистической. Доля государственных предприятий в основных фондах промышленности СССР составляла в конце 30-х гг. около 90%. Это служило фундаментом административно командной экономики Важную роль в данной системе играло государственно директивное планирование. В экстремальных условиях, вызванных войной, разрухой, голодом и другими массовыми бедствиями, применение административно командной экономики вполне оправданно, поскольку позволяет быстро сосредоточить материальные, финансовые и людские ресурсы на решении жизненно важных для общества задач.

65. Проблемы формирования социально ориентерованной рыночной экономики

В основе жизненности социалистической концепции общественного устройства лежит объективная необходимость реализации определенных социальных требований к экономической и другим сферам общественной жизни, причем эта реализация становится по мере развития общества не только подкрепленной материальными ресурсами, но и необходимой для дальнейшего развития, в том числе экономического. Весь спектр современных условий общественной жизни, включая условия экономического роста, выдвигает определенные социальные требования к распределению собственности, к обязанностям собственников, к характеру и масштабам прав работников, к распределению доходов и т. д. Такие требования - не просто моральные пожелания и не просто лозунги классовой борьбы, а выражение - закономерных потребностей развития общества. Суть этих требований во многом сводится к ограничению возможностей для произвольных действий собственников, укреплению социального статуса работников, перераспределению доходов в интересах поддержания приемлемой материальной обеспеченности большинства населения и поддержки социально слабых слоев.

Однако абсолютизация этих требований чревата весьма негативными последствиями для общества, развитие которого невозможно без обеспечения прав собственников, ответственности работников, стимулирующего воздействия материальной дифференциации, удержания в определенных рамках социальных затрат, подчинения поведения всех социальных групп требованиям экономически эффективного использования ресурсов. Социальные требования, оторванные от этих обстоятельств, становятся утопией. Строй, ориентирующийся только на них, невозможен. Исходя из этого следует констатировать, что социальные требования, выдвигаемые как социалистические, оправданы и реализуемы только в том случае, если они выступают лишь как часть требований, которые призвано реализовать современное общество и в число которых входят требования рынка, воспроизводства капитала и т. д. Тенденция к сочетанию, взаимодействию тех и других требований отчетливо наблюдается на практике, которая достаточно убедительно свидетельствует, с одной стороны, о том, что социализация общественных отношений и условий жизни общества получает все большее развитие, а, с другой стороны, о том, что "социалистические элементы" не могут стать исключительными опорными элементами социально-экономической системы общества. Ее фундамент составляют отношения в сфере производства и обмена, традиционно характеризуемые как капиталистические, хотя при сохранении базовой категории частной собственности и эти отношения существенно эволюционируют, обогащаясь новыми чертами демократической социальной направленности. Строго говоря, социализация охватывает в гораздо большей мере процессы перераспределения, принимая там весьма значительные масштабы, хотя и сталкиваясь систематически с серьезными ограничениями. Современный общественный строй в развитых странах в принципе. остается капитализмом, но одновременно становится новым, "социализированным капитализмом".

Попытки базировать общественное развитие на таких крайностях социализации, как "общенародная" собственность, тотальное огосударствление, подчинение социально-экономических отношений "левому" идеологическому диктату, многие аналогичные черты, проявившиеся в "реальном социализме", вели в конечном счете к снижению экономической эффективности использования ресурсов, дестимулирующей деформации общественных отношений, кризису общественной системы.

66. Функции гос-ва в переходной экономике

Беларусь, Россия и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.

Экономическая теория разработала некоторые подходы к решению проблем переходного периода, однако это были проблемы стран, переходящих от традиционной к современной рыночной системе, т. е. развивающихся стран. Эти рецепты пригодны лишь частично, а остро необходимое для постсоциалистических стран новое направление экономической теории -- экономические проблемы переходного периода -- еще только в стадии становления.

Тем не менее, уже сейчас можно отметить некоторые черты этого периода. Это, прежде всего своеобразное сочетание экономических законов коммунистической и капиталистической систем. В этом сочетании они частично нейтрализуют друг друга. Более того, можно говорить и о собственных законах переходной системы. При этом, если переходная система означает постепенное усиление в ней элементов современного рыночного хозяйства и ослабление элементов административно-командной системы (причем этот процесс идет неравномерно), подобной системе присуща изменчивость, нестабильность как одна из самых характерных ее черт.

Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый -- это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток -- это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы

67. Денежный рынок и его функционирование

Деньги - это не товар, а эквивалент, который измеряет цену товара. Раньше деньги были товаром. Натуральный обмен. Сущность денег проявляется в их функциях:

1.Деньги как мера стоимости. Это приравнивание товара к определенной сумме денег, что дает количественное соизмерение величины стоимости товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах, является его ценой.

а) Деньги выступают в идеальном виде (это воображаемые деньги). Прибыль, убыток, цены.

б) Масштаб цен - количество золота.

1 рубль 1961г.=0,9981217. С 1 января 1991г. был отменен золотой паритет рубля. Сейчас роль рубля выполняет доллар.

2.Деньги как средство обращения. Они осуществляют обмен товарами и услугами между людьми, предприятиями, странами. Деньги позволяют избежать неудобства бартерного обмена. Одномоментное расставание с деньгами.

3.Деньги как средство платежа - безналичные деньги.

1)Наличные деньги - уход от налогообложения.

2)Наличные платежи способствуют инфляции.

Деньги являются завершающим этапом в процессе обмена и выступают как самостоятельное воплощение товарной стоимости. Для нас - это наличные и безналичные деньги.

4.Деньги как средство накопления, сбережения и образования сокровищ.

5.Мировые деньги.

Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, т. е. движение денег в наличной и безналичной формах. Она включает элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег в стране, порядок эмиссии и обращения денег, а также государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения.

Виды денег:

1.Наличные деньги:

1)Монеты. Служат в качестве разменных денег. Вводит Центральный Банк.

2)Банковские билеты (банкноты) - национальные деньги. Их эмиссию осуществляет Центробанк.

3)Казначейские билеты - те же бумажные деньги, но выпускаемые непосредственно государственным казначейством - министерством финансов.

2.Безналичные деньги - это средства на счетах в банках, различные депозиты (вклады) в банках, депозитные сертификаты, государственные ценные бумаги. Эти вклады называются банковскими деньгами. Чек - переводной вексель, выставленный на банк и оплачиваемый по предъявлению.

3.Электронные деньги. Платежные пластиковые карточки - это денежный документ, удостоверяющий наличие счета ее держателя в кредитном учреждении.

Сколько нужно денег?

Страница 8 из 8« Первая...45678