2. Неценовые факторы, влияющие на предложение

Предложение благ способно изменяться в зависимости от многих экономических условий, влияющих как на сферу непосредственно" производства, так и на сферу рынков сбыта выпущенных благ различного назначения. Многообразие этих условий называют неценовыми факторами, поскольку они способны повлиять на объемы выпуска и продажи фирмами своей продукции при существующем уровне рыночных цен.

К числу неценовых факторов относятся, например, следующие.

Во-первых, это любые способы снижения издержек производства, то есть издержек по выпуску продукции при данной ее рыночной цене и прочих равных условиях.

Во-вторых, политика налогообложения, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и другие условия способны существенно повлиять на уровень издер­жек производства. Следовательно, эти факторы могут сущест­венно повлиять на расширение или ограничение выпуска продукции данного вида.

В-третьих, при неизменной цене и прочих равных условиях предложение и объемы выпуска любой продукции зависят от уровня цен на сырьевые ресурсы и факторы производства. Кроме того, су­щественное влияние могут оказать такие обстоятельства, как нали­чие или отсутствие взаимно дополняемых и взаимозаменяемых ре­сурсов по сырью, техническим приспособлениям и др. факторам, необходимым для выпуска каждой конкретной продукции. Напри­мер, дорогостоящие натуральные ресурсы сырья могут быть замене­ны искусственными, более дешевыми по цене и не снижающими стандарты качества выпускаемых изделий.

С точки зрения теоретического анализа, функцию производства и предложения можно представить как алгебраическое уравнение следующего вида:

S = f(Р, Y1 , Y2,... Yn),

Где PЦена благ,

Y1 , Y2,... Yn — неценовые факторы предложения.

Рис. 8. График изменения предложения под влиянием неценовых факторов

В конечном итоге, при сформировавшейся на данных рынках це­не выпускаемой продукции использование неценовых факторов для снижения издержек производства повышает доходы фирм, их конку­рентную способность в отрасли, а также создает предпосылки моно­полизации отрасли и рынков сбыта продукции преуспевающими фирмами.