27. Закон предложения, сущность, графическое построение

Предложение благ — это выпуск и предоставление их на рынки для купли продажи. Предложение, как и спрос, — неотъемлемая и не менее существенная часть процесса рыночного конкурентного цено­образования. Но в этой части процесса определяющая роль принад­лежит экономическому закону предложения, выражающему прямую зависимость между ценой и количеством выпускаемых благ и пред­лагаемых фирмами на конкурентных рынках.

Предложение (sapply — англ.) — это выпуск благ фирмами-изго­товителями и готовность предоставить на рынок для купли-продажи определенное их количество по данной цене.

Очевидно, что важнейшим и определяющим фактором здесь выступает цена на предлагаемую фирмами продукцию. Чем выше цена продукции и доходы фирм-изготовителей, тем интенсивней растет их рыночное предложение, и наоборот. От уровня и движения этих цен зависят не только прибыль, но и возможности возместить из­держки производства и перспективы инвестирования доходов для дальнейшего существования фирмы в данной отрасли. В этом смыс­ле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения рынка, оперативно перестраиваясь в соответствии с потребитель­ским спросом на те или иные блага, В то же время рыночное предло­жение имеет смысл только тогда, когда это подтверждается ценами, удовлетворяющими фирмы-изготовители. При неудовлетворитель­ных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная и оперативная предпринимательская деятельность либо для коррек­тировки объемов выпуска, либо переориентации фирмы на выпуск других товаров с помощью иных технологий, на Поиск новых рынков сбыта и т. д.

Функция Предложения благ

Как отмечалось выше, предложению благ свойственны по меньшей мере две важные особенности. Во-первых, понятие «предложение товаров» не тождественно «объему выпуска», и требует учета объема покупаемого их количества по ценам конкурентного рык: Во-вторых, прямую зависимость между ценой и количеством продаж товаров можно характеризовать также как альтернативу производственного капиталовложения ресурсов для предпринимателя. При растущих ценах капитал (деньги) вкладывается, т. е. инвестору в данное производство, при снижающихся ценах инвестиции сокращаются. Эти особенности и различия более очевидны при графической иллюстрации функции предложения благ (см. рис. 7).

Рис. 7. График предложения благ

Функция предложения может быть представлена в осях обычного графика, где на вертикальной оси представлены изменяющие цены (Р) за единицу данного блага, а на горизонтальной — количество продаж (Q) этих благ по данной цене. Вследствие прямой зави­симости между ценой и количеством продаж, иллюстрируемых этой функцией, подучим восходящую кривую — ss, имеющую положи­тельный наклон.

Важно отметить, что любая точка, принадлежащая кривой пред­ложения 88 показывает возможный уровень цен и соответствующее этому уровню количество продаж данного блага. Так, движение по кривой предложения вверх означает рост уровня цен и вызванное этим ростом увеличение объемов выпуска и продаж продукции дан­ного вида. И наоборот, смещаясь по кривой предложения вниз, можно проследить снижение уровня цен и вызванное их падением сокращение фирмами выпуска и ограничение ими поставок на рын­ки данной продукции.