29. Неценовые факторы, влияющие на спрос

Неценовые факторы изменения спроса

Понятие «спрос и его изменение» не тождественно таким понятиям, как «влияние цены на количество продаж» или «влияние коли­чества товаров на изменение их цены».

Спрос — это платежеспособная потребность покупателя, выра­женная готовностью оплатить и реально осуществить покупку того или иного блага. В этом смысле рыночное ценообразование — это многомерный процесс, где на куплю-продажу влияют не только це­ны, не только количество доставленных на рынки товаров, но и соб­ственно платежеспособный покупательский спрос, который сам по себе подвержен изменениям: росту, стабилизации или снижению. Спрос — это реально осуществленные сделки купли-продажи товаров, благ по данной цене. Изменение спроса (его снижение или по­вышение) может быть выражено в соответствующем изменении объ­ема совершенных сделок купли-продажи, но происходит оно под влиянием не цен товаров в этих сделках, так называемых неценовых факторов. Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае изменения количества покупаемых благ происходят по существующей цене, а зачастую независимо от ее уровня и движе­ния.

К числу неценовых факторов спроса, влияющих на его измене­ния (повышение или снижение), следует отнести прежде всего Уровень денежных доходов потребителей. Например, если денежные до ходы потребителей повышаются, то при прочих равных условиях количество сделок купли-продажи на рынках возрастает; покупатели покупают больше разнообразных благ, хотя их цены не менялись и до повышения доходов могли служить главной причиной их ограниченных покупок. Другим неценовым фактором изменения спроса могут быть ее соответствующие Покупательские ожидания.

В качестве неценового фактора изменения спроса может оказать­ся также наличие или отсутствие на рынках Взаимозаменяемых и вза­имно дополняемых благ. Взаимозаменяемые блага идентичны по сво­им потребительским свойствам. Благодаря этому При отсутствии на рынках (или дороговизне) одних благ они могут быть заменены имеющимися (или более доступными по цене) другими благами с аналогичными потребительскими свойствами. Взаимозаменяемыми потребительскими благами могут быть, например, такие напитки, как чай и кофе, поскольку они идентичны по Своим потребитель­ским свойствам (горячие, тонизирующие) и другие общие свойства. Перечень примеров о взаимозаменяемых благах может быть продол­жен. Важно то, что наличие на рынках всего многообразия взаимоза­меняемых товаров способствует снижению спроса на каждый из них (следовательно, и их цены), поскольку они способны взаимно заме­нять другие, идентичные по свойствам товары в данной группе.

Взаимно дополняемыми благами потребительского рынка могут быть, например, сахар и другие сладости в дополнение к таким на­питкам, как чай или кофе. Отсутствие сладостей способно вызвать снижение спроса на эти напитки, поскольку не многие потребители согласятся употреблять их несладкими, несмотря на специфическую полезность. Практически каждое благо имеет свои «дополнители», однако отсутствие их на рынках способно существенно снизить спрос покупателей на основную группу. Например, спрос на такое взаимно дополняемое благо, как автомобильный бензин, в бывшем СССР был существенно ниже по причине дефицита автомобилей и ограниченного их количества в личном пользовании.

Субъективные предпочтения и вкусы потребителей (например, эффект толпы, когда покупатели могут устремиться покупать тот товар, за которым выстроилась очередь и т. д.).