31. Монополия. Барьеры препятствующие вступлению в отрасль

Возникновение монополий — исторически неизбежный эконо­мический процесс, обусловленный развитием централизации, кон­центрации производства и научно-техническим прогрессом. Моно­полии прочно вошли в экономику большинства стран.

Примерно до середины XIX века для экономики развитых стран была характерна совершенная конкуренция, что определялось не­большими размерами предприятий и многочисленностью произво­дителей. Но со второй половины века картина начинает существен­но меняться: крупные предприятия постепенно захватывают все большую долю рынков. Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленно­сти, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии, привело к образованию крупных и сверх­крупных предприятий. Об усилении концентрации производства на рубеже XIX — XX веков свидетельствуют следующие данные.

Эти процессы привели к существенному изменению характера конкурентной борьбы на рынках.

Монополия представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства, что определяет экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит пред­приниматель — монополист, производящий основную массу про­дукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, круп­ная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на рынке невелика.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложе­ния товара. Это позволяет ему полностью устанавливать цену, при­носящую максимум прибыли. Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно ве­лики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Реальные барьеры, препятствующие входу в отрасль, следующие.

Во-первых, это эффект масштаба. Высокоэффективное произ­водство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую моно­полию часто называют «естественнойв состоянии на время снизить цену продукции и уничтожить кон­курента.

Во-вторых — представление исключительных прав. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца на транспортные услуги, услуги свя­зи, газоснабжение и т. п. Но взамен правительство сохраняет за со­бой право регулировать действия таких монополий, чтобы исклю­чить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы не-монополизированных отраслей и населения.

В-третьих — патенты и лицензии. Правительство гарантирует па­тентную защиту новым продуктам и производственным технологи­ям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке.

В-четвертых — собственность на важнейшие виды сырья. Неко­торые компании являются монополистами благодаря безраздельно­му владению источниками производственного ресурса.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу мо­нополий. Продукция монополистических компаний отличается вы­соким качеством, что и позволяет им завоевывать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма обладает дос­таточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Вместе с тем не следует преувеличивать роль монополий в обес­печении научных исследований и опытно-конструкторских разрабо­ток. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в тех­нике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными компаниями.