32. Ценовая дискриминация

Иногда в целях получения дополнительного дохода монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Практика применения различ­ных цен со стороны фирмы называется ценовой дискриминацией. Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географическими или тарифными барьерами, но и становится реальным вследствие разной реакции спроса на из­менение цены (эластичность спроса) на этих обособленных рынках, а, следовательно, готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше рыночной.

Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа.

Во-первых, дискриминация по типам продаваемой продукции. Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или опла­ты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемо­го блага. Так, цена на товары, приобретаемые в розницу, всегда вы­ше, чем на те же товары при оптовых закупках.

Во-вторых, дискриминация среди покупателей. Покупатели име­ют различные доходы и соответственно готовы платить за один и тот же товар разную цену. Конечно, если бы фирме удалось продать ка­ждую единицу товара по высокой цене, то общий доход был бы вы­ше, но фирма проиграла бы в объеме продаж. Поэтому продавцы ус­танавливают дифференцированные цены на один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться по группам потре­бителей, по территориям, по времени и т. п. Так, многие покупатели

Предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных рас­продаж, когда цены ниже, что в конечном счете выгодно фирмам-производителям.

Ценовая дискриминация также часто используется фирмой и в ходе конкурентной борьбы за привлечение новых покупателей за счет разного рода скидок в зависимости от объема покупки, сезон­ности и т. п. Хрестоматийным стало описание конкуренции между двумя пароходными компаниями на Волге (до Первой мировой вой­ны), когда в погоне за пассажирами один из конкурентов вместо де­нег за билет выдавал каждому пассажиру белую булку. Затем, после поражения конкурента, цены были резко повышены.

Ценовая дискриминация возможна при выполнении трех усло­вий:

Во-первых, фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;

Во-вторых, должна быть исключена возможность перепродажи товара. Если можно купить товар на одном рынке по низкой цене и перепродать на другом по высокой, то это приводит к изменению спроса и предложения, а в результате — и к выравниванию цен, что подрывает ценовую дискриминацию;

В-третьих, необходимым условием является способность про­изводителя выявить собственный сегмент рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, клас­сифицируя их по характеру работы, доходам, полу, возрасту, семей­ному положению, вкусам, месту жительства и т. п., выделяя покупа­телей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар.

Последствия ценовой дискриминации в том, что, с одной сторо­ны, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой — монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может спо­собствовать росту эффективности функционирования рынка, по­скольку ведет к росту объема спроса и предложения.