Заработная плата является важной и наиболее массовой формой дохода в любой экономике. Регулирование многих экономических процессов связано с движением заработной платы. Например, одним из показателей уровня инфляции выступает разрыв между номинальной и реальной заработной платой.
Почти во всех странах государству приходится оказывать влияние на рынок труда. Особенно это касается минимальной оплаты труда. Меры воздействия государства на трудовые отношения и рынок труда относятся скорее к социальным мерам, поскольку призваны устранять нищету и обеспечивать всем имеющим работу приемлемый в данном обществе уровень жизни.
Однако нарушение равновесия спроса и предложения на рынке труда происходит чаще всего из-за монопольного воздействия профсоюзов, требующих, во-первых, повышать зарплату часто без учета прочих экономических условий; во-вторых, ускорять замещение труда капиталом, опять-таки, без учета прочих экономических условий, что всегда вызывает относительное снижение спроса на рабочую силу; в-третьих, предпринимать меры, ограничивающие предложение труда в отраслях, охваченных профсоюзами, и т. д. Все перечисленное показывает, что нередко, защищая экономические права «своих» членов, профсоюзы нарушают права на труд той части работников, которая по тем или иным причинам ищет работу.
Общее состояние отношений между руководством предприятия, профсоюзом и персоналом формируется обычно при помощи Заключения коллективного трудового договора.
Существует два фундаментальных подхода к заключению коллективного трудового договора: распределительный и интегрирующий.
Распределительный договор — это такой договор, где преимущество одной стороны рассматривается как упущение другой. Этот тип договора неизбежно вызывает противоречия, так как каждая сторона старается сделать как можно меньше уступок другой стороне.
Интегрирующий договор, Напротив, отражает процесс, где стороны стремятся найти вариант отношений устраивающий как бы сразу всех. Например, договориться о внесении таких изменений в производственный процесс, которые позволяют увеличить фонд заработной платы.
Рынок труда с его классическими признаками в российской экономике до сих пор развит недостаточно. Сохраняют свои позиции прежние подходы к оплате труда, трудовым отношениям и профсоюзам и огромные различия в заработной плате между работниками госсектора и негосударственных структур.