Экологическое образование и воспитание — это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Основной целью экологического воспитания является экологическая культура личности и общества. Экологическая культура — важнейшая часть общей культуры, Проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество кости осознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите. Экологическое воспитание строится на новой системе экологических ценностей: изменение морально-этической оценки природы, формирование экологических знаний, умений, экологического мышления, осознание природы как непреходящей ценности, понимание человека как органической части природы. Развитие экологической культуры является одной из главных задач общего образования школьников. Экологический материал школьного предмета входит во все учебные курсы биологии. Это помогает ученикам сознать гармоническую сущность природы, механизм ее функционирования и понять, как легко можно нарушить существующие естественные взаимосвязи. В этих целях особенно важно усвоение таких экологических понятий, как Взаимозависимость оргаНизма и среды, смена природных сообществ, смена биогеоценозов, устойчивость экосистем, биосфера И особенно Человек как экологический фактор. Для осуществления экологического воспитания большое значение имеют материалы о сложности взаимодействий между популяциями, видами в больших и малых экосистемах, о продуктивности и устойчивости биосферы, об экологическом равновесии в биосистемах, о живом веществе, о биологическом разнообразии. Изучение этих вопросов развивает у школьников осознание ценности жизни, значения ее разнообразия для природы и человечества, позволяет раскрыть принципы рационального природопользования: поддержание определенной численности населения биогеоценозов, сохранение большого видового разнообразия в них сохранение среды обитания и пр. Такие сведения помогают школьникам понять возможности экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе.