102. Экологическое образование школьников при обучении биологии

Экологическое образование и воспитание — это формирование у школьни­ков заботливого, бережного отношения к природе и всему живо­му на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к уча­стию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Основной целью экологического воспитания является экологическая культура личности и общества. Экологическая культура — важнейшая часть общей культуры, Проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество кости осознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите. Экологическое воспитание строится на новой системе эколо­гических ценностей: изменение морально-этической оценки при­роды, формирование экологических знаний, умений, экологического мышления, осознание природы как непреходящей ценности, понима­ние человека как органической части природы. Развитие экологи­ческой культуры является одной из главных задач общего образо­вания школьников. Экологический материал школьного предмета входит во все учебные курсы биологии. Это помогает ученикам сознать гармоническую сущность природы, механизм ее функ­ционирования и понять, как легко можно нарушить существую­щие естественные взаимосвязи. В этих целях особенно важно усвоение таких экологических понятий, как Взаимозависимость орга­Низма и среды, смена природных сообществ, смена биогеоценозов, ус­тойчивость экосистем, биосфера И особенно Человек как экологический фактор. Для осуществления экологического воспитания большое зна­чение имеют материалы о сложности взаимодействий между по­пуляциями, видами в больших и малых экосистемах, о продуктивности и устойчивости биосферы, об экологическом равнове­сии в биосистемах, о живом веществе, о биологическом разнооб­разии. Изучение этих вопросов развивает у школьников осознание ценности жизни, значения ее разнообразия для природы и чело­вечества, позволяет раскрыть принципы рационального природо­пользования: поддержание определенной численности населения биогеоценозов, сохранение большого видового разнообразия в них сохранение среды обитания и пр. Такие сведения помогают школь­никам понять возможности экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе.