106. Внеклассная работа учащихся при обучении биологии

Внеклассные занятия есть форма раз­личной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии. В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают творчес­кие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, развивают интерес к окружающей природе. Содержание внеклассных занятий не ограничивается рамками программы. Во многом оно определяется интересами учащихся. Использование во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, способствует развитию ис­следовательских умений. В. р. должна быть раз­нообразной, Разносторонней И не дублировать учебную работу в школе. Большое значение во внеклассной работе имеет выпуск газе­ты, проведение олимпиад, конференций и выставок, выполне­ние общественно полезных работ, проведение экскурсии в природу. Виды внеклассной работы по биологии. Внеклассные занятия можно классифицировать по разным принципам. С учетом количества участников выделяют Индивиду­Альные, групповые и массовые виды Внеклассных занятий; по реализации занятий во временных рамках — Эпизодические и постоянно Действующие; По содержанию — внеклассные занятия по ботани­ке, зоологии, анатомии, физиологии и гигиене, общей биологии и общего плана. Кружок юных натуралистов {юннатов) Объединяет учащихся, особо интересующихся природой и практической работой с рас­тениями и животными. Это добровольная организация с постоян­ным составом учащихся, работающая по определенной системе, по плану под руководством учителя. Индивидуальные внеклассные занятия Учитель проводит с учащимися в процессе кружковой работы, на этапах подготовки твор­ческих работ к олимпиаде, при подготовке биологических вече­ров и конференций. Особым видом внеклассных занятий являются Факультативы. Факультативные занятия про­водятся в дополнение к школьным предметам. Цель факультативных занятий — дать учащимся более глубокие знания по отдельным темам биологической науки, значительно превышающие объем школьной программы. Массовая внеклассная работа Организуется по инициативе учи­теля биологии и проводится при активном содействии администрации и актива школы, учителей-предметников. Примерами общественно полезных массовых мероприятий являются «День птиц», «Неделя леса», «День биологичес­кого разнообразия», «Земля — наш дом» и др. Школьные Биологические олимпиады Проводятся ежегодно в не­сколько туров. В. з. является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, важнейшим средством воспи­тания и развития учащихся разных классов.