108. Контроль знаний, умений при обучении биологии

Назначение контроля — проверить, определить, как усвоен пройденный ма­териал отдельным учеником и всем классом, выяснить качество знаний, умений И Навыков. Систематическая проверка знаний вырабатывает у учеников навык готовить домашнее задание к каждому уроку, привычку к систематическому труду, воспитывает чувство ответственности за добросовестное выполнение работы в определенные сроки. Планомерное осуществление контроля позволяет учителю при­вести в систему знания, усвоенные школьниками за определен­ный период времени, выявить успехи в учении, пробелы и недо­статки у отдельных учеников и у всего класса в целом. Формы контроля. Проверку надо организовать так, чтобы она активизировала познавательную деятельность каждого ученика, позволяла ему самостоятельно оперировать усвоенным учебным материалом. Проверка требует от учителя очень больших трудовых затрат и внимания. Ее эффективность возрастает в зависимости от разно­образия методических приемов, которые обеспечивают как по­вторение ранее изученного, так и объяснение, закрепление ново­го материала через различные виды самостоятельных работ. Самой распространенной формой контроля считается Устная Проверка Знаний. Она Дает возможность проверить каждого учени­ка, поэтому называется Индивидуальным опросом. Устный ответ ученика может сопровождаться показом нату­ральных объектов, таблиц, моделей, зарисовкой схем, постанов­кой опытов. Фронтальная устная проверка Отличается от индивидуальной своей лаконичностью, она сводится к ответам на ряд последовательных вопросов. Уплотненный опрос Отличается высокой оперативностью и интенсивностью. Одни учащиеся по­очередно отвечают у доски, используя таблицы, модели, другие отвечают с места, дополняют, исправляют ошиб­ки, третьи выполняют письменную работу. Письменная работа. Ее результаты объективно свидетельствуют об уровне усвоения материала, о правильности и полноте сформированных знаний, а также о характере познавательной деятельности и эф­фективности обучения.Письменная проверка оказывает положительное влияние на развитие абстрактного, отвлеченного мышления в письменной речи учащихся. Эта проверочная работа не требует специального оборудования, и ее можно проводить в любой части урока. Тестирование считается объективным инструментом для выявления уровня знаний. Тесты, созданные внутри школы или вне школы и прошед­шие экспертную оценку, называются Стандартизированными. Задания в тестовой форме состоят из инструкции, самого зада­ния и вариантов ответов. Особую значимость в контроле знаний учащихся имеет про­цесс оценивания знаний как результат обучаемости (индивиду­альной способности ученика к усвоению знаний) и обученности (степени воздействия учителя на усвоение знаний ученика). На основании результатов выполнения теста определяется Успевае­Мость. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выпол­ненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат — Отметка.<