110. Организационные формы обучения биологии

Формы организации обучения представляют собой внеш­нее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осу­ществляемой в установленном порядке и определенном режиме. В методике обучения биологии установились формы: Уроки И связанные с ними обязательные Экскурсии, домашние работы, внеурочные рабоТы И необязательные Внеклассные занятия (индивидуальные, груп­повые или кружковые и массовые). Все вместе они представляют Систему форм организации обучения биологии В средней школе, свя­зующим звеном в которой выступает урок — основная форма обучения. Урок, экскурсия, внеурочная и домашняя работы, внеклас­сные занятия — все они решают определенные задачи: постанов­ку цели, усвоение учебного содержания, подведение итогов обу­чения и пр. Каждая организационная форма решает в образовательном процессе как общие, так и специфические задачи обучения. Общие — это те, на решение которых направлен весь процесс биологического образования. Специфические — те, которые преобладают в данной конкретной форме образовательного процесса. Все формы обучения биологии взаимосвязаны между собой, дополняют и развивают друг друга. Содержание образования, цели, задачи и методы обучения реа­лизуются в разных организационных формах учебных занятий. Их выбор обусловлен влиянием многих факторов, важнейшим из которых являются учебно-воспитатель­ные Задачи обучения Биологии. На выбор форм оказывает влияние Производственное и природНое окружение, оснащен­ность учебного процесса, Оборудование кабинета Натуральными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения. Многообразие форм организации учебной деятельности позво­ляет сделать учебный процесс богаче, глубже познать живую при­роду. Важнейшей организационной формой обучения является Урок, Так как большая часть учебного материала по биологии изучается на уроках. Учитель, используя словесные, наглядные и практиче­ские методы, строит уроки с учетом последовательного познания объектов живой природы, начиная с более доступных для уча­щихся тем (растений) и заканчивая общими закономерностями. Наиболее тесно урок связан с Домашней работой. Она является продолжением изучения пройденного на уроке в домашних условиях с высокой степенью самостоятельности. Они заканчивают работу, начатую в классе, ставят несложные новые опыты или повторяют те, которые были проделаны в классе. По особым заданиям учащиеся выполняют Внеурочные работы, Которые являются обязательными. Дети проводят наблюдение над заданным объектом или эксперимент. Экскурсии — одна из важнейших форм организации учебного процесса, они знакомят учащихся с объектами, явлениями, за­кономерностями и законами, основными положениями теорий, касающихся живой природы, со спецификой методов ее изуче­ния. В преподавании биологии большое значение имеют такие не­обязательные формы организации учебного процесса, как Вне­Классные занятия. Их посещают школьники, стремящиеся углу­бить свои познания в области биологии. К этой форме обучения относятся: индивидуальная работа (исследовательская работа, чте­ние научно-популярной литературы), групповая работа (факультативы, кружки), массовые кампании и общественно полезная работа. Взаимосвязь всех форм учитывается учителем при планирова­нии учебно-воспитательной работы по биологии на год или полу­годие. С этой целью учитель составляет перспективное пла­нирование.