112. Формирование учебно-познавательных и предметно-практических умений на уроках биологии

Учебно-познавательная деятельность связана с учебными умениями и навыками, которые могут быть общеучебными (характерны для всех предметов, н-р, работа с книгой, пособиями) и специальными (характерны для данного предмета). Умственные умения и навыки связаны с умениями, направленные на совершенствование процессов познания (называть, охарактеризовывать, обосновывать, делать выводы, определять, распознавать и т. д.). Практические умения и навыки делят на исследовательско-практические умения (умение проводить наблюдение, ставить опыты и т. п.) и прикладные умения (умение выращивать и выхаживать за растениями и животными, соблюдать правила гигиены, меры по охране природы). Общие умения характерны для любого вида деятельности. Специальные умения, т. е. ставить причинно-следственные связи организмов. Существует 5 этапов формирования умений и навыков: 1) знакомство учащихся с тем, как нужно выполнить действие, которым нужно овладеть; 2) восстановление или усвоение знаний, на основе которых будут вырабатываться умения и навыки; 3) показ образца данного действия; 4) практическое овладение действий, анализ ошибок; 5) самостоятельные и систематические упражнения по применения умения.