119. Методика преподавания биологии – педагогическая наука

Наука — это сфера исследовательской деятельности, направ­ленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Наука включает знания о Предмете Изучения, ее основная задача — полнее и глубже познать его. Главная функция науки — Исследование. Пред­метом исследования методики обучения биологии являются тео­рия и практика обучения, воспитания и развития учащихся по данному предмету. Перед методикой как наукой стоят задачи выявления законо­мерностей процесса обучения биологии в целях его дальнейшего совершенствования, повышения эффективности подготовки уча­щихся как высоко сознательных, всесторонне развитых и биоло­гически грамотных членов общества. МОБ познает объек­тивные законы процессов и явлений, которые она изучает. Основными признаками науки являются цели, предмет ее изучения, методы познания и формы выражения зна­ний. МОБ определяет цели образования, содержание учебного предмета «Биология» и принципы его от­бора. Цели образования Наряду с содержанием, процессом и резуль­татом образования являются важным элементом любой педагоги­ческой системы. Цель общего среднего биологического образования определя­ется такими факторами, как: целостность человеческой личности; прогностичность, т. е. ориентация целей биологического образования на современные и будущие биологические и образовательные ценности. Одна из важ­нейших целей биологического образования — формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на целост­ности и единстве природы, ее системном и уровневом построе­нии, многообразии, единстве человека и природы. Среди основных задач МОБ как науки можно выделить следующие: определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников; разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников и проверка этих предло­жений на практике; определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и про­граммы для разных классов; разработка методов и приемов обучения школьников. Объект исследо­вания МОБ — учебно-воспитательный процесс, связанный с данным предметом. Пред­Метом исследования Методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, вос­питания и развития учащихся. МЕтоды на­учного исследования являются средством познания изучаемо­го предмета и способом достижения поставленной цели. Ведущие следующие: наблюдение, педагогичес­кий эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирова­ние, качественный и количественный анализ педагогических до­стижений. СТруктура Содержания МОБ разделяется на общую и частные: природоведению, по курсам «Растения. Бактерии. Грибы и Лишайники», по курсу «Животные», по кур­сам «Человек», «Общая биология». Общая методика Обучения биологии рассматривает основные вопросы всех биологических курсов в школе: концепции биологи­ческого образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапностъ, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и мире; мировоззренческое. Частные методики Исследуют специальные для каждого курса вопросы обучения в зависимости от содержания учебного мате­риала и возраста учащихся. В них представлены методика уроков, экскурсии, внеурочные работы, внеклассные занятия, т. е. систе­ма преподавания конкретного курса по биологии.