10. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий

Сценарий – это подробная литературная разработка содержания мероприятия, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, показаны авторские переходы от одной части к другой, вносятся используемые художественные произведения, оформление здания.

Основные этапы работы над сценарием

1. В начале работы над сценарием четко продумывается тема и идея будущего мероприятия. Тема – то, о чем автор хочет рассказать. Идея – то, ради чего проводится праздник, вечер и пр..

2. После определения темы, идеи начинается подбор документального и художественного материала.

3. Сценарно-режиссерский замысел или сюжетный ход.

4. Композиционное построение сценария: экспозиция, завязка, основное действие, кульминация, финал. Экспозиция – ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта. Завязка - экспозиция перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими и лаконичными. Основное действие – это часть подчинятся строгим законам. Строгая логичность построения и развития темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловым мостиком с предыдущим и последующим. Действие развивается по нарастающей к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым. Кульминация – наивысшая точка действия. Действие необходимо довести до кульминации, в которой наиболее концентрировано выражается идея драматургического замысла.

Финал – несет особую смысловую нагрузку и является наиболее важным моментом для максимального проявления активности всех участников.

Методические требования при разработке сценария

1. Строгая логичность построения сюжета и развития конфликта. Однако логичность совсем не обязательно должна означать хронологическую последовательность.

2. Законченность каждого эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется другой.

3. Органическая связь между эпизодами. Она необходима для того, чтобы сценарий не распадался на отдельные части, чтобы художественные произведения не выглядели вставными номерами, а устные произведения не перекликались только друг с другом.

4. Нарастание действия в его движении к кульминации. Заданное экспозицией - завязкой действие развивается с нарастающей силой к кульминации и затем идет к развязке, к финалу действия. Финал – это весьма важная часть композиции, его отсутствие или «смазанность» рождают ощущение незавершенности всего мероприятия.

Виды сценариев

Условно сценарии можно разделить на три вида: простейшие, иллюстрированные, театрализованные. Простейшие сценарии или сценарные планы представляют собой:

· ·логическую последовательность материла,

· организационные моменты подготовки мероприятия,

· предполагаемый отбор выразительных средств.

Сценарные планы пишутся к следующим мероприятиям: дискотеки, концерты, презентации и другие малые формы.

 В иллюстративном сценарии соединяется информационный материал и искусством. Тема является основным стержнем.

Театрализованный сценарий предполагает идейно-тематическое, сюжетное, композиционное единство.