15. Организация социально-культурной деятельности как вид профессионально-педагогического творчества

СКД это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т. д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении  проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.   КДД (культурно-досуговая деятельность) составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т. д.)   КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

Важность СКД В том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т. д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т. д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности.

Особенности СКД:

-осуществляется в свободное время

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью

И т. д.

  -характеризуется многообразием видов

  - РФ располагает большим количеством институтов,

Создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб

И т. д.)

Отличительные черты СКД:

  -Гуманистический характер

  -культурологический характер

  -развивающий характер

Функции СКД:

  -развивающая

  -информационно-просветительская

  -культурно-творческая

  -рекреационно-оздоровительная

Организация социально - культурной деятельности в педагогике связана с творческой увязкой в единое целое образовательных, воспитательных и развивающих задач при предоставлении учащемуся больших возможностей в самореализации, выборе наиболее привлекательных и отвечающих склонностям и способностям образовательных маршрутов.

Организация СКД требует учета многообразия видов. Форм и методов социально-культурной деятельности, вариативности подходов к ее организации (клубы, кружки, секции, студии, школы и т. п.)

Особая роль организатора – подбор кадров с учетом невысоких заработных плат. Здесь на первое место выступает как профессионализм, так и энтузиазм педагогических работников в социально-культурной сфере, их стремление к творческой самореализации через контакт с детьми и подростками.

Стимулом творческой социально-досуговой деятельности служит ожидание " завтрашней радости", видение "перспективы пути". А. С.Макаренко выделяет три перспективные линии:

- близкая перспектива (т. е. общее стремление к завтрашнему дню) ;

- средняя перспектива (заключается в проекте события несколько отодвинутого во времени);

- далекая перспектива (более широкая, крупномасштабная перспектива, рассчитанная на достижение возвышенной цели).

«Необходимо особо подчеркнуть, что взращивание культурно-педагогической среды может осуществляться только в рамках самоуправления тех, кто непосредственно к ней причастен: педагогов, родителей и учащихся. Именно самоуправление может оптимизировать культурную среду общеобразовательной школы, которая определяется потенциалом индивидуальных культур учеников, родителей и педагогов.

Здесь уместно обратиться к опыту В. А. Сухомлинского, много работавшего над созданием в школе культурно-педагогической среды, главным компонентом которой, по его мнению, является культура родителей и их детей6. Многие идеи В. А. Сухомлинского по организации в школе культурно-педагогической среды, самоуправления и развития самодеятельности учеников еще не востребованы.

В этой связи следует особо подчеркнуть, что профессиональная педагогическая культура является основополагающим условием педагогического процесса.»[8]