Организация досуга по месту жительства зависит от ряда важных факторов. как-то:
А) Этнический состав населения. Им обуславливаются этно0национальные традиции проведения досуга, а также приоритеты выбора форм досуговой деятельности. Опора на традиции и национальное творчество в случае однородного этнического состава населения на данной территории необходимо.
Б) Культурный уровень населения. Этот уровень вызывает разные социально-культурные потребности в формах досуга и способах его проведения.
В) Возрастная структура населения. Как правило, интересы молодежи направлены на более активные формы проведения досуга, на возможность самореализации, на более высокий эмоциональный фон. В помещенных на сайтах Интернет Положениях об организации досуга по месту жительства говорится в первую очередь о создании спортивных площадок, об организации секций и кружков, ориентированных в первую очередь на молодежный досуг.
Г) Финансовые возможности целевых групп. В современных условиях всеобщей коммерциализации и меркантилизации свои культурные потребности многие решают путем финансовых расходов, например, на туристские поездки, на посещение дорогостоящих театральных постановок. Следует отметить рост цен на экскурсии, на посещения музеев, на организацию спортивного досуга.
Д) Организация культурного досуга по месту жительства в значительной мере определяется активностью местных органов власти, интересами руководителей этих органов, а также муниципальными бюджетами.
Е) Приближенные к месту жительства школы с их спортивными залами и площадками, а также секциями и кружками в значительной мере способствуют организации детского и юношеского досуга по месту жительства
Ж) Одна из проблем организации – малая самодеятельностная активность населения. Умение организоваться по интересам и на основе таких общих интересов проводить досуговые мероприятия вместе с соседями, например, на базе районных библиотек, помещений муниципальных органов или просто во дворе – ценнейший резерв, способный при правильном целеполагании в значительной мере решить досуговые проблемы. При этом для того, чтобы молодежь в процессе самоорганизации не попадала под влияние криминальных авторитетов, следует именно ей создавать особые возможности и иметь в предоставляемых помещениях педагогически грамотных и доброжелательных руководителей.
Величина свободного времени также неоднородна у различных социальных групп. Его резерв для некоторых людей оказывается ниже социально необходимых границ. Это ведет к деформации их образа жизни в целом. Досуговый потенциал у пенсионеров, женщин со взрослыми детьми, подростков, бездетной молодежи, одиноких людей значительно превосходит их досуговую наполненность.
Не будучи в состоянии освоить это время, многие индивиды прибегают к деструктивным социальным, психологическим формам его проведения. Это негативно влияет на микро-социально-культурную среду, что ведет к дезадаптации, девиации, возникновению острых конфликтов и т. д.
В этой связи становится актуальным использование в практике организации культурно-досуговой деятельности различных технологий: функциональных (отраслевых), социально дифференциальных. Первые содержат обширный "банк" технологических данных для отдельных видов КДД в области информации, просвещения, активного отдыха, индустрии развлечений и т. д.
Вторые включают методические блоки организации досуга различных социальных групп (подростков, юношей, молодых семей, детей с ограниченными возможностями, пожилых людей и т. д.).
Правовой основой для организации воспитательной деятельности по месту жительства являются:
· Конституция Российской Федерации;
· Конвенция ООН о правах ребенка;
· Закон РФ “Об образовании”;
· Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка”;
· Закон Российской Федерации “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”;
· Закон Российской Федерации “Об общественных объединениях”;
· Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”;
· Закон Российской Федерации “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”;
· Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;
· инструктивное письмо Минобразования России, Госкоммолодежи России и Госкомспорта России “О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан” № КШ 21/294-04/53 от 12.03.96;