Теоретико-методологические и методические основы КДД предполагают использование особого категориально-понятийного аппарата. Он включает следующие дефиниции: "свободное время", "досуг", "рекреация" и др., которые либо идентифицируются, либо различаются по своему значению между собой.
Реализация функций культурно-досуговой деятельности, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, с созидательной целью может осуществляться для обеспечения: рекреации - восполнение психических сил, восстановления здоровья и духовно-творческого потенциала; компенсации - приобщения к тем личностно значимым социально культурным ценностям, потребность в которых не удовлетворяется существующей профессиональной деятельностью и системой образования; социализации - освоение социального опыта, участие в общественных процессах и структурах социальной реабилитации и адаптации человека; самоактуализации - выявления и воплощения интересов и потребностей индивида, самовоспитание, личностного роста, определение индивидуальной "зоны свободного развития".
Различные концепции досуга ("деэнергизации", "подготовки к жизни", "суммирования", "рекреации" и т. д.) исходят из того, что досуг - культ спонтанного, область игры, раскованного творческого воображения. Досуг предполагает изменение искаженной социально, ролевой, функциональной детерминации человека.
Само понятие досуга как времени, свободного не только от профессиональных забот, но и социальных обязанностей вообще, превращает его в социологическую конкретизацию феномена контркультуры и субкультуры.
Культурные занятия в свободное время и субъективные условия, выраженные в направленности личности (ценностные ориентации, мотивы, потребности), способности, материальные возможности и т. д. отражают степень проявления культурной активности людей. Очевидно социокультурная дифференциация различных категорий населения (подростков, молодежи, престарелых, женщин, лиц с ограниченными возможностями здоровья и т. д.).
Разработка и внедрение социальных технологий в сфере культуры и досуга связано с определенными сложностями. Эта сфера отличается динамизмом, многосубъективностью, разнообразием форм и направлений деятельности (художественной, научно-технической, спортивной и др.), синтетичностью использования различных видов искусства - театра, кино, музыки, живописи, функционированием субъектов КДД (музеев, центров досуга и т. д.).
Ю. Е. Рыжкин связывает понятия досуга и рекреации. Он пишет: Одной из исследовательских парадигм физической рекреации является рассмотрение ее как одной из Форм организации досуга человека. В отечественной науке досугу как форме и периоду отдыха после выполнения профессиональных, семейных обязанностей и удовлетворения естественных потребностей, обеспечивающих жизнедеятельность человека (сон, прием пищи и т. п.), уделяется еще недостаточно внимания. Между тем досуг - не менее важная сфера жизнедеятельности человека, чем профессиональный труд.
Согласно мнению отечественного социолога А. С. Орлова, рекреация является одной из функций досуга, она всегда есть деятельность, основа физической рекреации - двигательная деятельность с использованием физических упражнений.
По мнению американского ученого Дж. Келли, рекреация в сфере досуга всегда связана с восстановлением сил - физических и духовных, т. е. ей должна предшествовать какая-то деятельность, после которой необходима рекреация. Но она не должна ограничиваться только восстановлением сил, истраченных в процессе труда, мы должны восстанавливать свои силы для более широких целей. Только тот человек, который живет созидательно и творчески выше среднего уровня эффективности, использует свой потенциал сполна и приближается к состоянию максимального здоровья.
Заслуживают внимания теоретические концепции досуга, разрабатываемые учеными Республики Корея. В данных концепциях досуг рассматривается как часть свободного времени, активная творческая деятельность, самообразование, познание культурных и духовных ценностей, физическое и спортивное совершенствование, занятия по интересам, общение с другими людьми, общественная работа. Досуг - это не сама свобода, а время, когда осуществляется деятельность, основанная на свободном выборе. Оно не связано со стремлением к материальной выгоде, а предполагает обретение душевного удовлетворения и радостей, поддержание человеческого достоинства и тратится на достижение ценностей культуры. Ценность предлагаемых концепций досуга заключается в их многоаспектности: в содержание досуга они включают культурологические, биологические, коммуникативные, оздоровительные, спортивные и другие аспекты, т. е. досуг рассматривается как виды познавательной, преобразовательной и ценностно - ориентационной активности человека, направленной на полноценное развитие его личности. В практической работе удачно сочетаются как организованные формы занятий (в кемпингах, оздоровительных центрах, зонах отдыха), так и индивидуально-групповые, построенные на самодеятельных началах. Физическая рекреация в данном контексте рассматривается как одна из форм активности наряду с психической, духовной и социальной.