18. Социально-культурные функции самодеятельного творчества

Культурно-творческая деятельность имеет различные формы проявления. Наслаждение, получаемое от досуговых занятий, расширяет художественный кругозор личности, а также способствует реализации социальных функций культуры (просветительской, профориентационной, рекреационной, гедонистической, прокреативной, самореализационной, творческой). Одной из активных форм культурно-творческого аспекта деятельности является неорганизованное любительское исполнительство (бытовая хореография, песенное исполнительство и музицирование), которое является благоприятной почвой для удовлетворения творческих потенций, запросов и интересов в досуговой деятельности.

Различные авторы в разных контекстах называют следующие функции самодеятельного творчества

1) Самореализация интеллектуальная и эстетическая (роль самодеятельного творчества в самореализции личности. пишут некоторые исследователи)

2) Освоение культурного опыта

3) Приобретение навыков увлекательного проведения досуга

4) Просветительская функция

5) Эстетическая функция

6) Созидательная функция

7) Функция социализации, в том числе способность к коммуникации, коллективному взаимодействию, обмену опытом.

8) Ценностная функция

9) Познавательная функция, в том числе формирование познавательного интереса к различным сферам культуры и человеческой деятельности

10) Рекреационная функция

11) Реабилитационная функция

12) Функция развития интуиции

13) Функция развития логического и ассоциативного мышления

14) Воспитательная функция, в том числе воспитание патриотизма, социальной активности, уважения к чужой культуре.

15) Функция развития личности и функция самопознания

16) Функция самосовершенствования

17) Развлекательная функция

Множественность функций определяется множественностью форм и методов художественного творчества. Это практически все виды искусств. Кроме того, художественное творчество нередко органично вписывается в творчество техническое. Так, вышивание, выпиливание, моделирование носит часто эстетическую составляющую. Ряд занятий выполняет функцию развития мелкой моторики пальцев, что особенно важно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Известно, что рисунок может служить средством психической диагностики, а также снимать психологическое напряжение.

Художественное творчество способствует формированию чувства юмора, следовательно, обеспечивает хорошее настроение.

Отметим, что перечисленные функции пересекаются. Дополняют друг друга. Трудно выделить какую-то одну функцию даже в одном конкретном виде самодеятельного творчества. Обычно эти функции выступают в комплексе.