Культурно-творческая деятельность имеет различные формы проявления. Наслаждение, получаемое от досуговых занятий, расширяет художественный кругозор личности, а также способствует реализации социальных функций культуры (просветительской, профориентационной, рекреационной, гедонистической, прокреативной, самореализационной, творческой). Одной из активных форм культурно-творческого аспекта деятельности является неорганизованное любительское исполнительство (бытовая хореография, песенное исполнительство и музицирование), которое является благоприятной почвой для удовлетворения творческих потенций, запросов и интересов в досуговой деятельности.
Различные авторы в разных контекстах называют следующие функции самодеятельного творчества
1) Самореализация интеллектуальная и эстетическая (роль самодеятельного творчества в самореализции личности. пишут некоторые исследователи)
2) Освоение культурного опыта
3) Приобретение навыков увлекательного проведения досуга
4) Просветительская функция
5) Эстетическая функция
6) Созидательная функция
7) Функция социализации, в том числе способность к коммуникации, коллективному взаимодействию, обмену опытом.
8) Ценностная функция
9) Познавательная функция, в том числе формирование познавательного интереса к различным сферам культуры и человеческой деятельности
10) Рекреационная функция
11) Реабилитационная функция
12) Функция развития интуиции
13) Функция развития логического и ассоциативного мышления
14) Воспитательная функция, в том числе воспитание патриотизма, социальной активности, уважения к чужой культуре.
15) Функция развития личности и функция самопознания
16) Функция самосовершенствования
17) Развлекательная функция
Множественность функций определяется множественностью форм и методов художественного творчества. Это практически все виды искусств. Кроме того, художественное творчество нередко органично вписывается в творчество техническое. Так, вышивание, выпиливание, моделирование носит часто эстетическую составляющую. Ряд занятий выполняет функцию развития мелкой моторики пальцев, что особенно важно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Известно, что рисунок может служить средством психической диагностики, а также снимать психологическое напряжение.
Художественное творчество способствует формированию чувства юмора, следовательно, обеспечивает хорошее настроение.
Отметим, что перечисленные функции пересекаются. Дополняют друг друга. Трудно выделить какую-то одну функцию даже в одном конкретном виде самодеятельного творчества. Обычно эти функции выступают в комплексе.