Социальная значимость культурно-досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей человека и уровень его удовлетворения культурно-досугового учреждения.
“Социально-культурное творчество (СКТ)” – это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, самосовершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения.
СКТ направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений.
СКТ проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности.
Профессор Салахутдинов Р. Г. в своей книге “Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды” классифицирует социально-культурное творчество по следующим направлениям:
1. Общественно-политическое самодеятельное творчество:
- правово политической направленности;
- историко-культурный и экологической направленности;
- интернациональной дружбы;
- искусствоведческой, художественно-критической направленности;
- антивоенное движение;
- движение по защите прав потребителей;
- лоббистские организации и группировки;
- фанаты спортивные, популярных творческих коллективов и сполнителей;
- религиозной и экстремистской направленности и другие.
Функции:
- служат каналом выражения интересов масс;
- выступают как школа политического воспитания;
- обуславливают сохранение органов государственной власти в сфере контроля общества;
- охрана памятников культуры, окружающей среды оказывают влияние на политическую власть.
2. Производственно-техническое самодеятельное творчество:
- конструирование – постройка технических объектов с выполнением их проектов;
- моделирование - воспроизведение технических объектов по образцам в уменьшенном виде (или увеличенном);
- изучение устройства, принципов действия и приемов управления техническими объектами;
- изобретательство – техническое творчество на производстве, направленное на разработку новых принципов создания и применения техники;
- рационализаторство – техническое творчество, направленное на совершенствование используемой техники, технологии;
- любительство – техническое творчество, непосредственно не связанное с производством и профессиональной деятельностью человека;
- массово-техническое творчество – творческая деятельность народных масс происходящая в свободное время.
Функции:
- ознакомить с достижениями НТП;
- развитие творческих способностей человека;
- воспитание культуры труда – потребности познания, творчества и созидательного труда;
- трудовое воспитание – бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей;
- воспитание чувства гордости, патриотизма за достижения отечественной науки, техники и производства.
3. Самодеятельное художественное творчество:
- самодеятельность организованная на фольклор и этнографическую культуру прошлого;
- художественная самодеятельность ориентированная на профессиональное искусство;
- массовая художественная самодеятельность (музыкальная, танцевальная, театральная, изобразительная и другие);
- народно-художественные промыслы и ремесла;
- авторская самодеятельность;
- оригинальная самодеятельность не имеющая аналогов ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре.
Функции:
- общественная организация социокультурной деятельности масс по интересу в досуговое время;
- реализация эстетических потребностей и художественные способности людей;
- организационно-педагогическое – воспитание нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения;
- возрождение, сохранение и развитие национально-культурных традиций и народного творчества.
4. Естественно-научное самодеятельное творчество:
- краеведение, природоведение;
- туристско-экскурсионная деятельность следопытов;
- садоводы, цветоводы, сбор целебных трав;
- изучение живой фауны;
- аквариумисты, рыболовы, голубиводы;
- любители астрономии, физики, математики, географии и т. д.
Функции:
- экологическое просвещение;
- благоустройство, озеленение района, города;
- формирование умений и навыков рационального природопользования;
- воспитание любви и патриотизма к своему краю.
5. Спортивное, физкультурно-оздоровительное самодеятельное творчество:
- туризм, альпинизм;
- легкая атлетика (бег, волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и т. д.);
- гимнастика, фигурное катание, настольный теннис, бадминтон и другие;
- тяжелая атлетика (штанга, гири, гантели и прочее);
- шахматно-шашечный, нарды;
- йоги, оздоровительные клубы Иваново, моржи;
- фехтование, стрельба, плавание, водные лыжи.
Функции:
- физкультурно-оздоровительное просвещение, популяризация спорта;
- воспитание физической культуры;
- пропаганда здорового образа жизни;
- подготовка и участие в соревнованиях, конкурсах, спортивных олимпиадах.
6. Неординарные формы самодеятельного творчества:
- праздники: семьи, двора, улицы, города, КВНы, брейнринги и другие;
- конкурсы “Талантливая семья”, “Папа, мама и я – спортивная семья”;
- конкурсы красоты “Мисс Татарстан”, моделей одежды;
- коллекционно-собирательская деятельность (филофонисты, филателисты, нумизматы и другие);
- дни национальных культур, декады, выставки-ярмарки.
Функции:
- популяризация культурных ценностей и субъектов культурной деятельности;
- вовлечение людей в социально-культурную практику;
- превращение пассивных потребителей культуры в активных потребителей; активных – в распространителей; распространителей – в созидателей;
- формирование культуры быта.
Таким образом достигается несколько результатов, которые Салахутдинов Р. Г. назвал предметными и воспитательными:
1. Предметные – это культурные ценности, к которым относятся достижения в области художественного творчества, спорта и т. д.; культурная среда, т. е. культура быта, труда, производства.
2. питательные – это культура личности, т. е. нравственная, эстетическая, физическая культура, экологическая, экономическая, правовая, культура общения.
Оба эти результата дополняют друг друга, делая процесс социализации более эффективным.