36.Принципы руководства культурно-досуговой фирмой

Говоря о социокультурном и досуговом менеджменте, нельзя ограничиться констатацией: для него характерны те же особенности, что и для менеджмента любой другой области экономики. В культурно-досуговой сфере организационные и управленческие ас­пекты деятельности приобретают весьма заметные особенности, связанные с ролью культурного развития, рекреации в жизни общества и человека.

Работа учреждений и организаций культурно-досуговой сферы в силу своего полифункционального назначения находится в центре общественного внимания в любой стране; к ней проявляет интерес все население. Человек приходит в учреждения культуры и организации досуга с целью найти возможности для внутреннего развития, расширения познавательных способностей, развлечений, восстановления физических сил и душевного равновесия. Здесь у него есть определенная свобода выбора занятий теми видами активности, которые нейтрализуют жесткую прагматику профессиональных обязанностей, обыденный характер повседневных забот.

Все эти предпосылки порождают в современном обществе массовые ожидания рекреационных эффектов, жажду новых впечатлений от досуга. Поэтому диапазон потребительских запросов и предпочтений в этой области гораздо более многообразен, детализирован, эмоционально и субъективно окрашен, нежели в других сферах услуг (бытовых, торговых услугах, услугах связи и др.). Таким образом, характер и направленность менеджмента сферы культуры и досуга во многом определяется многообразием рекреационных потребностей, массовых ожиданий, а также лидерами общественного мнения, тенденциями моды.

Одновременно менеджмент данной области так или иначе соотносится с культурной политикой, проводимой государственными, региональными и муниципальными органами власти, с целями общественных организаций. Все это создает условия для интеграции значительного числа организаций культуры и досуга в рыночные отношения через механизмы дополнительной поддержки, позволяющие смягчать коммерциализацию данной сферы, ее узкий экономизм. С этой целью в каждой стране существуют способы государственной поддержки, традиции донорства, развиваются разные источники пополнения доходов организаций культуры. Однако механизмы общественной поддержки не отменяют тех предпосылок, которые создают в сфере культуры и досуга конкурентные условия, стимулирующие организационный менеджмент осваивать новые способы деятельности и управления.

Руководители учреждений культуры и досуга вынуждены учитывать все перечисленные характеристики независимо от того, какой организа­ционно-экономический и имущественно-правовой статус имеет их орга­низация (чисто коммерческий, некоммерческий или смешанный) и в ка­ком отраслевом сегменте она развивается.

При руководстве культурно-досуговой организацией следует исходить как из коммерческих. так и из социальных целей, а также из общегосударственныхз и в большой мере региональных задач, стоящих перед всей сферой культуры и досуга.

Характерной тенденцией современной культурной политики является перенос усилий  на местный уровень жизнедеятельности. Функционирование сферы культуры все больше связывается  с достижением большей самостоятельности и ориентации учреждений культуры  на местный уровень культурно-досуговых услуг; происходит формирование культурно-досуговых центров по территориальному принципу, укрупнение муниципальных учреждений культуры за счет  вхождения в них  библиотек и культурно-досуговых учреждений; ликвидация части учреждений культуры в связи малочисленностью населенных пунктов; реорганизация части учреждений культуры, преимущественно в малонаселенны территориях в социально-культурные центры, предусматривающие  социальную работу, оказание бытовых, культурных и других социальных услуг.

Расширяется  база культурной политики на местах -  к  управлению сферой культуры в районе добавляется туризм, молодежная политика, спорт; создание структурных подразделений  методической направленности на уровне муниципального района; развитие партнерских вертикальных и горизонтальных связей бизнеса и власти  (инновационные проекты).

Новая экономическая политика в культуре означает возвращение многоукладности. Дома культуры и клубная самодеятельность может финансироваться помимо федеральных и местных бюджетов,  на местном «рынке поддержки» должны быть представлены ресурсы независимых и продвинутых - компаний-спонсоров, корпоративных фондов и попечительских коалиций, частных жертвователей.

В реализации подходов к учреждениям культуры нельзя не учитывать процессы модернизации сферы культуры, которая осуществляется сегодня как часть общей административной реформы. Институциональная модернизация организаций культуры должна  позволить  решать проблемы культуры в едином комплексе, опираясь на механизмы взаимодействия коммерческой и некоммерческой, государственной и негосударственной составляющих сферы культуры.

При этом очевидно, что традиционные культурные институты не могут существовать (и нигде в мире не существуют) на полной самоокупаемости. Фактически, в России сегодня невозможно существование некоммерческой организации культуры без «крыши», т. е. без опекающей, защищающей, частично финансирующей  государственной или коммерческой или благотворительной структуры. В условиях административной реформы поддержка культуры со стороны частного сектора (крупного, среднего и малого бизнеса) может стать одним из решающих факторов выживания и развития организаций культуры, особенно на местах.

Профессиональное назначение менеджера социально-культурной деятельности заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности:

- организатора культурного досуга в учреждениях культуры различного типа, досуговых центрах, в государственных, частных, общественных предприятиях, организациях, ассоциациях культурной направленности (организация развлекательных, игровых, информационно-познавательных программ, конкурсов, шоу-программ; импресарио творческих коллективов и т. д.);
- директора, менеджера, художественного руководителя, заведующего отделом культурно-досуговых учреждений, научно-методических центров, творческих объединений и коллективов, отделений творческих союзов, методиста российского, краевых, областных, районных методических центров, осуществляющего методическое обеспечение социально-культурной деятельности учреждений культуры соответствующего региона (создание оригинальных сценариев культурно-досуговых программ, творческая помощь практикам в их осуществлении, социологические исследования культурных запросов и интересов людей, моделирование инновационных индивидуальных, групповых видов досуговой деятельности, разработка территориальных, комплексных программ возрождения культуры). Особенность работы менеджера социально-культурной деятельности заключается в том, что она распространяется на все возрастные категории населения; осуществляется в различных формах жизни людей и предусматривает духовное, нравственное возрождение общества, семьи, личности.