45.Социально-культурная и социально-педагогическая работа с родителями

Проблема детско-родительских отношений остается актуальной на протяжении всего развития психологии как науки. Казалось бы, в нормальной обыденной жизни ребенок постоянно окружен вниманием и заботой, и поводов для беспокойства быть не должно. Однако, среди детей воспитывающихся в семье, можно наблюдать проявления социальной дезадаптации и определенных отклонений в поведенческой сфере.

В настоящее время самой серьезной проблемой в отношениях между родителями и ребенком (или воспитателем и учеником) является плохое общение. Это все равно как если бы один разговаривал на русском языке, а второй - на китайском. Научившись общению и взаимному пониманию языка, можно добиться значительного улучшения на уровне отношений.

Современная жизнь углубляет изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого, приводит к тому, что родители все больше отдаляются от создания условий благоприятных для полноценного психического развития ребенка. Исследования в области развития семьи показали, что на психологический комфорт современной семьи оказывают влияние ряд неблагоприятных факторов:

Социально-экономический фактор, когда неудовлетворительные жилищно-бытовые условия или же занятость родителей сводит к минимуму общение с ребенком;

Социально-культурный фактор проявляется в ускорении темпа современной жизни, недостаточность условий для снятия эмоционального напряжения и расслабления, следствием чего является невротизация родителей;

Социально-психологический фактор выражается в дисгармонии семейных отношений и семейного воспитания, нарушении в сфере детско-родительских отношений.

Эти обстоятельства наносят вред отношениям доверия и эмоционального благополучия семьи, мешают родителям воспитывать детей в атмосфере радости и теплого общения. Не в наших силах изменить экономику, но оказать влияние на социально-культурные и социально-психологические факторы мы можем.

Таким образом, приоритетным направлением в своей работе считаем - повышение психологической и педагогической грамотности родителей, так как во все времена главным действующим лицом в сфере воспитания остаются родители, и только в семье закладывается фундамент духовной культуры человека. Конфликты в семье, невротизация родителей, вызывают у детей чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение, что способствует истощению еще неокрепшей нервной системы ребенка. Поэтому психологический дискомфорт в семье серьезно сказывается на психическом развитии и соматическом здоровье ребенка. А если учесть, что дошкольный и младший школьный возраст является важным сензитивным периодом для становления нравственно-полноценной личности ребенка, то актуальность данной проблемы очевидна.

Работа с родителями осуществляется на уровне:

1. Работы в школе. Эта деятельность явно недостаточна. Поскольку не формирует родительскую культуру, а лишь в большинстве случает является попыткой повлиять на учебную и дисциплинарную ситуацию в школе

2. Работа с родителями специальных консультационных и психологических служб. Она сравнительно эффективна, но не носит массового характера.

3. Работа с родителями в детских комнатах и пр. К сожалению. работа правоохранительных органов обычно свидетельствует о крайне неблагополучной ситуации, о запущенности в семье воспитательного процесса, нередко в таких семьях можно говорить об асоциальной обстановке.

Эффективным методом гармонизации семейных отношений и воспитания детей является формирование общих семейных традиций, организация семейных клубов, в которых было бы интересно и детям и взрослым. Частный случай такой деятельности – семейный туризм, который постепенно развивается и в России.

Хорошие школы и образовательные программы по воспитанию родителей имеются, например, в Финляндии, где таким воспитанием занимаются в школах. В России эта традиция не привилась, а отдельные выступления в СМИ и рекомендации, не носящие обязательного характера не влияют на общую негативную ситуацию.

Принимая во внимание тот факт, что лекционные собрания и групповые консультации имеют существенный недостаток. Родителям говорят о необходимости менять себя и свое поведение, о необходимости более чуткого или внимательного отношения к детям. В результате, родители, получая много информации, оценок и указаний, свыкаются с мыслью «мы должны». Они, понимая, что многое делают неправильно, чувствуют себя виноватыми. Все это сдерживает позитивное развитие взаимоотношений, а также является поводом для поддержки «перевернутой» иерархии и еще большего увеличения власти детей над родителями. В связи с этим, возникла необходимость поиска новых форм работы с семьей, и мы остановились на тренинговых занятиях в семейной системе.

Преимущества работы с совместными группами перед группами с другим составом (только родители или только дети) в том, что:

- во-первых, прорабатываются важные вопросы в контексте общей темы;

- во-вторых, проходит осознание общности многих проблем;

- в-третьих, взаимодействие родителей и детей - не воображаемое, а реальное.

Работа педагога-психолога, направленная на сопровождение психического развития детей, заключается в интеграции возможностей педагогов и родителей и координации их совместной деятельности. В рамках этого перед непосредственной работой по программе на первом этапе была проведена предварительная исследовательская деятельность с использованием методик:

• Ивановой А. И, с целью определения показателя обучаемости;

• Лускановой Н. Г. с целью диагностики школьной мотивации;

• «Опросник для учителя» Л. Ковалевой, который позволяет систематизировать представления о ребенке;

• Социометрия с целью исследования межличностных взаимоотношений в классном коллективе и определению статусных категорий;

• Беседа-справка с учителем, который имеет постоянную возможность наблюдать за ребенком в самые разные моменты его деятельности.

Информация, полученная в результате вышеперечисленных мероприятий, позволяет выделить детей с проявлениями дезадаптации. При комплектовании тренинговой группы набираются дети из разных классов.

Второй этап - встречи и консультации с целью мотивирования родителей на участие в детско-родительском тренинге. Причем, родители обычно охотно соглашаются на работу в тренинговой группе. Более настороженное отношение проявляют учащиеся. Это можно объяснить тем, что в школе и повседневной жизни они уже неоднократно переживали ситуацию неуспеха, а такие индивидуальные особенности, как повышенная тревожность, застенчивость и неуверенность, еще более этому способствуют.

На каждой встрече создается ситуацию успеха для каждого участника тренинга, для чего используются безоценочные суждения, основы партнерского общения и личностно-ориентированный подход. Особое внимание уделяется развитию у детей навыков уверенного поведения и адекватной самооценки. Ребенок оценивает себя «глазами» близких ему людей-родителей, что оказывает влияние на его статус в обществе сверстников, на способы взаимодействия с окружающими его людьми и на его психическое здоровье в целом.

Совместно с детьми родители усваивают «шаги» социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях, пересматривают отношение к своему ребенка, как к полноценной личности, имеющей равные с ними права[11].