46.Педагогическая валеология. Валеологические аспекты социально-культурной деятельности

Валеология (от латинского - здравствую) - это область знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека. Одним из направлений валеологии является педагогическая валеология.

Педагогическая валеология - это направление валеологии, предусматривающее формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся педагогическими средствами.

В педагогической валеологии определены два направления:

1. 1.  Педагогические аспекты валеологического образования.

2. 2.  Валеологические основы общего образования.

Термин «валеология» впервые был предложен проф. И. И.Брехманом в 1980 г. Он оказался актуальным, так как проблема состояния здоровья населения России становится с каждым годом все более острой. Особенно тревожит здоровье детей. Результаты массовых обследований состояния здоровья детей угрожающи для будущего страны: сокращаются рождаемость и доля здоровых новорожденных детей; растет уровень детской смертности; увеличивается количество «социальных сирот».

Приоритетным направлением образования и воспитания стали знания. Однако известно, что знания сами по себе еще не гарантируют душевных и духовных качеств человеку. Часто они идут вразрез с нравственным, психическим и физическим здоровьем ребенка. Это происходит тогда, когда знания становятся самоцелью.

Понятно, что знания человеку нужны, но не как самоцель, а как средство для развития личности ребенка, как инструмент решения им своих жизненных задач. Целью воспитания и образования должен стать сам ребенок, его физическое, душевное и духовное развитие. 

Негативные результаты воспитания и образования можно преодолеть путем формирования у ребенка ответственного отношения к самому себе: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым. Эта готовность должна складываться из потребности (хочу) быть здоровым; из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; и решимостью (буду) жить по природосообразным законам.

Валеология может помочь решить эти проблемы; помочь переосмыслить весь учебно-воспитательный процесс с позиции здоровьетворения. Для этого все педагоги должны владеть технологиями управления процессами сохранения, пополнения и укрепления здоровья, должны стать учителями здоровья.

Валеология учит человека строить отношения с самим собой (своим телом, душой и разумом); отношения с людьми; отношения со всем своим окружением. Валеология подходит к здоровью человека с позиции «само» (самоосознание, самопознание, самооздоровление, самосовершенствование). Следовательно, предметом валеологии является процесс здоровьетворения, который строится на знании законов человеческого здоровья, на знаниях особенностей и возможностей своего организма, на владении умениями и технологиями сохранения, поддержания и улучшения собственного здоровья.

«Здоровье» является важнейшей категорией валеологии. Для понимания этой категории можно выделить следующие основания:

1) 1)  понятие «здоровье», как область человеческой культуры, включает в себя в единстве три составляющие: тело, душу и разум, следовательно здоровье - это совокупность культуры физической (способности управлять своими движениями, своим телом); культуры физиологической (способности управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность); культуры психической (способности управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями); культуры интеллектуальной (способности управлять своими мыслями);

2) 2)  здоровье человека - это результат его собственной деятельности;

3) 3)  уровень здоровья определяется запасом, объемом жизненных сил человека; путь здоровья - это путь накопления, сохранения и усиления жизненных сил;

4) 4)  здоровье - это уровень адаптивных возможностей организма, его способности адекватно реагировать на внешние воздействия и приспосабливаться к возникающим условиям проживания, это степень устойчивости жизненных сил человека в изменяющихся условиях (экологических, социальных и др.);

5) 5)  здоровье каждого человека находится в зависимости от здоровья окружающих его людей;

6) 6)  система массового образования является механизмом здоровьетворения ребенка и в целом человечества, ибо почти каждый человек связан с ней всю свою жизнь: когда учится сам, когда учатся его дети, и когда учатся его внуки.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.

Качество жизни - социальная категория, представляющая степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей.

Стиль жизни - социально-психологическая категория, характеризующая поведенческие особенности жизни человека.

Первые две категории носят общественный характер. Отсюда следует, что здоровье человека в первую очередь зависит от стиля жизни.

Здоровье в нашем обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не встало на первое место в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности. Решение этой задачи возможно при работе по следующим направлениям:

N n  валеологическое образование каждого человека начиная с самого раннего возраста;

N n  создание оптимальных условий и рациональная организация труда и отдыха школьников - педагогическая валеология.

Педагогическая валеология опирается на ряд принципов здоровьетворящего образования.

1. 1.  Принцип природосообразности

На основе этого принципа система воспитания и образования должна строиться в соответствии  с природой ребенка, с законами его развития. Образование и воспитание необходимо строить для реализации трех базовых потребностей, присущих человеку: Это:

N n  потребность в поиске смысла жизни (эта потребность является основой духовности человека);

N n  потребность человека в другом человеке (это основа бесконфликтного существования общества);

N n  потребность в творческом самоутверждении (смысл человеческого бытия - в стремлении к раскрытию заложенных в каждом из нас внутренних возможностей и в признании их другими людьми).

Дополнительное образование и организация социально-культурной деятельности по самой сути своей являются инструментами педагогической валеологии.