50.Применение социологических методов в исследованиях СКД деятельности

Методика проведения научных исследований в социально - культурной сфере подчиняется общим принципам и идеям научных исследований, характерных практически для любой предметной области.

Идея научного исследования обуславливается либо практической необходимостью, либо личным интересом исследователя, основанном на наблюдении явлений в социально- культурной сфере и отслеживании происходящих в ней процессов и тенденций. Кроме того толчок к исследованиям дается открытиями в смежных областях, которые могут быть применены, либо оказывать влияние на СКД.

Методика проведения научных исследований заключается в следующем:

1) Изучаются явления и процессы, имеющие место в социально - культурной сфере. Средством изучения является ознакомление с литературой: исследованиями коллег, статьями и заметками в периодической прессе, личные наблюдения. Как уже говорилось, очень значимым средством изучения является сбор статистического материала по запросу организации, использующей теоретические исследования в своей практической деятельности.

2) Собранный статистический и аналитический материал обрабатывается формально 0 математическим инструментарием, а также анализируется на основе опыта, интуиции и логики ученого. В результате формулируются идеи и гипотезы, которые становятся новыми объектами исследования и либо подтверждаются, либо опровергаются.

3) Идеи и гипотезы формализуются: создается модель исследуемого социально - культурного объекта или явления. Эта модель может быть вербальной (описательной), математической (моделью являются формулы), информационной (модель – база данных и алгоритм их обработки), имитационной (моделируемый объект изображают какими- либо физическими процессами). Возможны и другие варианты моделей.

4) На основе модели определяются ситуации, которые должны возникать при каких-либо начальных условиях. С помощью наблюдений за реальной действительностью проверяется адекватность модели, а значит и теории, лежащей в ее основе, реальной действительности.

5) В случае соответствия предсказанной моделью ситуации с реальностью. Модель признается адекватной. Выполняется работа по уточнению и совершенствованию теории, поиску аналогий, внедрению теории в практическую работу компаний, предоставляющих социально - культурные услуги населению. В случае несоответствия модель отвергают и предлагают новые теоретические идеи[12].

Выполнение исследовательских работ в современных условиях является обычно делом не одного ученого, а коллектива. Существенным по объему моментом является сбор данных. Эта работа выполняется путем распространения анкет, организации тестирования, опросов. Здесь необходимо разрабатывать тесты, опросные формы, анкеты. Очень важно, чтобы вопросы были непротиворечивы, взаимно независимы, Разработка инструментария для проведения исследования – важный научный процесс, требующий аналитического ума. К самому процессу опроса привлекаются студенты. Опросы проводятся в целевой аудитории, поэтому сотрудничество с предприятиями, оказывающими практические услуги обоюдовыгодно.

Статистическая обработка сегодня проводится в основном компьютерными методами. Ввод данных осуществляется вручную, однако нередко используются сканеры. Возможны также методики, использующие удаленный опрос с помощью компьютерных технологий. Такие методики существенно автоматизируют ввод данных, однако выборка оказывается достаточно специфической: в ней участвуют только те потребители услуг и участники социально - культурных процессов, которые имеют компьютер и в достаточной мере владеют информационными технологиями. Значит, исследования с такой базой носят ограниченный характер.

Эффективность теории в большой мере обуславливается критическим отношением к моделям на этапе разработки. Публикации, научные диспуты, конференции, широкие обсуждения достижений – хороший метод получить конструктивную критику.

Постоянная работа в данной области, анализ теоретических исследований и практики позволяет следить за состоянием СКД и на основе теории формулировать практические рекомендации и идеи.