8. Художественный образ и основные средства его создания

Художественный образ — всеобщая категория Художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного Эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в Художественном произведении.

Художественный образ - обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.
Художественный образ отличается:
- доступностью для непосредственного восприятия; и
- прямым воздействием на чувства человека.
Художественные образы создаются артистами, художниками, писателями.

Художественный образ Диалектичен: он объединяет живое Созерцание, его Субъективную интерпретацию и оценку Автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).

Художественный образ создается на основе одного из средств: Изображение, Звук, Языковая среда, — или Комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального Субстрата искусства. Например, Смысл, внутреннее строение, Чёткость музыкального образа во многом определяется природной Материей музыки — Акустическими качествами Музыкального звука. В Литературе и Поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в Театральном искусстве используются все три средства.

В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой Коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной Культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.

В «Поэтике» Аристотеля образ-Троп возникает как неточное преувеличенное, преуменьшенное или измененное, преломленное отражение подлинника природы. В Эстетике Романтизма подобие и сходство уступают место творческому, субъективному, преображающему началу. В этом смысле бесподобный, ни на кого не похожий, значит, прекрасный. Таково же понимание образа в эстетике авангарда, предпочитающей гиперболу, сдвиг (термин Б. Лившица). В эстетике Сюрреализма «реальность, умноженная на семь, — правда». В новейшей поэзии появилось понятие «Метаметафора» (термин К. Кедрова).Это образ запредельной реальности за порогом световых скоростей, где замолкает наука и начинает говорить искусство. Метаметафора вплотную смыкается с «Обратной перспективой» Павла Флоренского и «универсальным модулем» художника Павла Челищева. Речь идет о расширении пределов человеческого слуха и зрения далеко за физические и физиологические барьеры.

Каждый художник (в широком смысле этого слова) стремится раскрыть образ доступными ему средствами в меру своего таланта и личностного видения. Чаще всего героя ставят в определенную ситуацию и образ раскрывается через поведение героя в этой ситуации, через его отношения с окружающим миром.

Немаловажное значение играют внешние характеристики: одежда. Рост, фигура, особенности мимики, жестов, тембр голоса. Особенно значимы внешние атрибуты в формировании образа театрального героя.